АлиССА

Опубликовано 13.12.2018, автор .
Комментариев / просмотров: / 651

Удивительный, необыкновенно сложный с технической точки зрения и весьма необычный для восприятия спектакль представил на суд зрителей Саровский драмтеатр в минувшие выходные. «АлиССА» удивила, восхитила и заставила задуматься как маленьких зрителей, так и взрослых театралов.

Так что же необычного в этом спектакле? Наверное… всё. Ещё до начала спектакля, только открыв программку, зрителю приходится разгадывать ребус. Это что за персонажи: «Размножившаяся Алиса» или, например, «Тело Чеширского кота»? Все мы помним, как Алиса в первоисточнике восклицает: ««Ну и ну! Видела я котов без улыбки, но чтобы улыбка без кота?!» Вот и зритель ждёт не дождётся третьего звонка, чтобы увидеть этакую диковинку – тело кота без головы. Ожидания оправдываются – уморительное тело без головы (артист Юрий Николаев) безумно смешно мечется по сцене, вызывая гомерический хохот и всеобщее одобрение зрителей. Между тем как голова Чеширского кота (Александр Баханович) живёт себе преспокойно в телевизоре. И появляется, когда ей вздумается. Но что-то мы забегаем вперёд.
Для начала давайте спросим у режиссёра Галины Зальцман, какова была задумка спектак-ля? Наверняка вы обратили внимание на необычное название «АлиССА». Это, конечно, неспроста. Дело в том, что, по мнению режиссёра, обстановка, царившая в конце 80-х годов, когда был снят культовый советский фильм «АССА», мир, сочинённый Льюисом Кэрроллом, и сегодняшняя действительность необыкновенно похожи:
– Жизнь сегодняшняя очень похожа на жизнь в фильме АССА – мы тоже находимся в какой-то безвременной зоне. И мне кажется, что театр всегда говорит именно про время. И вот эти временные петли – это очень интересная вещь, поколения сталкиваются, встречаются. Если присмотреться, каков он, «чудесный мир Кэрролла»? Там есть совершенно безумный суд: человека судят ни за что. Там есть чаепитие, на котором персонажи просто отсиживаются: лучше где-то попить чаю, чем попасться на глаза. Там есть люди, которые говорят всё что угодно, только не правду. Королева, которая рубит голову направо и налево. Все этого боятся и живут в ситуации «лучше ничего не трогать, чтобы ничего не было». Кэрролл описывает ту действительность, которая окружала его тогда, в викторианскую эпоху. Есть известное предубеждение, что искать в сказке Кэрролла какой-то сакральный смысл не стоит, потому что он даже не собирался писать никакую книжку, а просто развлекал детей. На самом деле, он показывал им взрослый мир, который окружал его. Немножечко его «выпуклял», делал гротескным. И смеялся над ним, над самим собой, над этим взрослым миром, в который попадают чистые дети, ничем ещё не испорченные. На фоне маленького невинного ребёнка, когда он сталкивается с миром взрослых, мы видим всю искривлённую действительность.
Поэтому спектакль получился многослойным. Взрослые в нём найдут прямые цитаты из «АССЫ», проведут параллели с нашим общим прошлым, а малыши даже не догадаются о наличии каких-то глубоких смыслов. А всё потому, что оформление спектакля чрезвычайно интересное, яркое и восхитительное.
Ребятам, как выразилась Галина Зальцман, всю «дорогу» выдают прекрасные «шоколадные конфеты» в виде умопомрачительных декораций. То огромный указующий перст появляется, чтобы показать Алисе направление движения, то на сцену «выползает» такая обалденная гусеница, да ещё и с механическим голосом, что впору пищать от восторга. Что, впрочем, малыши и делают, не стесняясь выражать эмоции.
А когда окончательно запутавшаяся Алиса пыталась укусить гусеницу вместо гриба, автор данных строк от смеха сама чуть не упала с кресла.
Режиссёрских, актёрских, бутафорских и декораторских находок (но в первую очередь, находок художника!) в спектакле предостаточно. Каждая картина – как отдельный то ли капустник, то ли мини-спектакль. Вот живые цветы в тазиках притворяются маленькими лебедями, вот Безумный шляпник (Максим Солнцев) и Ко заседают за столом. А Мышка Соня (Ольга Берзина) оказывается «переспевшей пионеркой», но до того смешной, что ей прощается буквально всё.
Какие бы персонажи не появлялись на сцене, говорить о них можно бесконечно долго и в превосходной степени. Чего стоит только раскатистый смех Валета Червей (Артём Жуков), пробирающий до мурашек. Но, конечно, первую скрипку в спектакле играет восхитительная Алиса. Не добившись внимания взрослых, своих чрезвычайно занятых мамы и папы, Алиса засыпает и оказывается в странном, непонятном, удивительном мире. С ней то и дело происходят всевозможные метаморфозы. Особенно удачно и просто волшебно воспринимается первое превращение, когда всё вокруг становится огромным, а Алиса – крохотной. Честное слово, есть полное ощущение того, что и актриса, исполняющая главную роль (в день первой премьеры – Владимира Петрик) просто как минимум в 4 раза уменьшается в размерах!
Вот что режиссёр думает о путешествии Алисы:
– Мне кажется, что путешествие связано со взрослением. Это самый сложный путь, иногда это очень больно – взрослеть. Столкновение со взрослым миром довольно сильно нас и пугает, и меняет. Но именно в этот момент человек становится человеком. Спектакль делается за 1,5 месяца. За 1,5 часа сценического времени актрисе нужно сыграть от позиции «ты никому ничего не должен и вообще не принимаешь никаких решений» до огромного поступка, когда ты спасаешь чужую жизнь ценой собственной. Создание спектакля – это тоже своеобразное путешествие, которое мы совершили вместе с актёрами, их мыслями, идеями и придумками. И им за это большое спасибо.
Придумок, как мы уже говорили, действительно очень много. По словам создателей и руководства театра, такого технически сложного спектакля в стенах Саровского драмтеатра ещё не было. На сцене много персонажей, но не меньше людей трудится за сценой, чтобы вовремя появилась нужная декорация, ожила картина с Королевой или заговорил с голубого экрана завораживающим голосом Чеширский кот.
По мнению зрителей, спектакль удался. Одна из мам, посмотревшая спектакль с маленьким сыном, написала отзыв в соцсети ВКонтакте: «Сын в восторге. У него после спектакля было много вопросов: откуда дым на сцене? А актеру в костюме «без головы» дышать не трудно? И что за игра такая крокет?» Полагаем, это и есть показатель успеха. Ведь одной из главных целей, которые ставили перед собой создатели спектакля, было дать повод для общения детей и их родителей.
– Я считаю, что дети должны ходить в театр вместе с родителями. Это способ коммуницировать. Ребёнок должен говорить с родителями. Мы сейчас лишены возможности разговаривать с детьми. Во-первых, мы всё время заняты. Наши дети, как и Алиса, собственно, постоянно одни. Они пробуют мир на ощупь и на прочность сами. И делают какие-то свои выводы. Совместный поход в театр предполагает возникновение общих тем.
Что ж, вот он, показатель профессионализма и мастерства режиссёра, художника, актёров, декораторов и ещё десятков специалистов, создававших спектакль. Точно в яблочко.
Не буду скрывать, у меня есть какие-то свои вопросы к разным моментам. Но в этот раз о них можно и умолчать, ведь то, что получилось в итоге у Саровского драмтеатра, перевешивает всякие мелкие и незначительные на общем фоне вопросы.
Если вы всё ещё думаете, стоит ли идти на премьеру, безоговорочно и искренне советуем – идите! И получайте удовольствие от спектакля, от общения с детьми, если им уже исполнилось 6 или, скажем, ещё только19 лет.
Анна Шиченкова


Присоединяйтесь!