Власть – народу!

Опубликовано 10.04.2014, автор .
Комментариев / просмотров: / 3750

Вряд ли кто-то возразит, что власть в государстве должна принадлежать народу. Этот принцип нашёл отражение в Конституции России и является основополагающим при определении модели публичной власти. Сегодня право жителей Сарова выбирать тех, кого они хотели бы видеть в городской власти, хотя и в рамках закона, но всё же ограничено. Похоже пришло время это ограничение снять.

Пятому созыву саровской городской думы суждено оставить особый след в городской летописи. Именно пятый созыв изменил Устав Сарова так, что половина депутатов должна избираться по партийным спискам. И похоже, что тот же пятый созыв вернёт саровчанам право выбирать городскую представительную власть самим. 2 апреля в Городскую Думу города Сарова группой депутатов внесён проект решения, возвращающий прямые выборы депутатов по одномандатным округам.

У этой истории успела отрасти внушительная «борода». Даже наша совсем «юная» газета за прошедший год посвятила несколько материалов тому, как выбирать муниципальных депутатов. Совершим небольшой экскурс в прошлое и вспомним основные вехи.

Изначально городскую думу составляли 34 депутата, представляющие жителей 34-х избирательных округов. В день выборов горожанин приходил на избирательный участок и из списка фамилий выбирал одну. Чем человек руководствуется при выборе – его личное дело. Кого-то вдохновляет программа кандидата, кто-то знает кандидата лично и уверен в нём. А кто-то, насмотревшись на предвыборную вакханалию, «войну компроматов» и прочую политическую веселуху, выбирает того, кто шёл к дню голосования спокойно и достойно, без скандалов и громких заявлений.

В любом случае избиратель понимал, из кого он выбирает – из Иванова, Петрова, Сидорова. Вот их биографии, вот их лица, вот они стоят у входа на избирательный участок, с каждым можно поговорить, задать волнующий вопрос.

В какой-то момент власть решила изменить подходы к выборам. Вместо голосования за конкретную кандидатуру нам «предложили» выбирать среди партий. Государственная дума стала избираться на 100 процентов по партийным спискам, областное законодательное собрание наполовину. Похожая ситуация сложилась в районах и крупных городах области.

Саров долгое время держался особняком. Благодаря статусу ЗАТО, для него область сделала исключение и долгое время о голосовании по партийным спискам на местных выборах мы не знали. Но государство сделало ставку на «партийную» политику, и изменившееся законодательство вынудило саровскую думу изменить Устав города. Наряду с 17-ю депутатами, выбирающимися по одномандатным округам, появились 17 мандатов, распределяющихся среди победивших на выборах политических партий.

Если на уровне страны и области такая модель ещё видится рабочей, то на уровне 90-то тысячного города она кажется неудачной. Во-первых, потому, что горожане лишаются реальной возможности выбирать депутатов. Голосуя за партию, мы рискуем «купить кота в мешке». Потому что списки с конкретными фамилиями тех, кто окажется в думских креслах, будем определять не мы с вами, а дяди и тёти в партийном руководстве. Ну или кто-то, кто имеет влияние на этих дядь и тёть.

Второй минус – существенное (в два раза) увеличение одномандатных округов. Сегодня саровский депутат работает примерно с 2,5 тысячами избирателей, и не у всех это получается. А что будет, если число избирателей на округе достигнет 5 тысяч? Эффективность работы депутата явно уменьшится. Это при том, что депутаты от партий ни за какие округа отвечать не будут.

Отсутствие ответственности – третий минус. Если одномандатника отозвать сложно, но можно, то отозвать депутата-списочника не получится. Лишить его мандата может только партийное руководство, горожане напрочь исключаются из этого процесса.

К счастью у нас есть шанс не испытывать на себе действие смешанной модели выборов. По итогам выборов в Госдуму в декабре 2011 года и выборов Президента в марте 2012 года у федеральной власти появилось понимание того, что дальнейшее сохранение замкнутой политической модели приведёт к коллапсу и разрушению. Для собственного спасения систему необходимо открыть, сделать прозрачной и доступной для появления новых участников. Это стало предпосылкой для изменения избирательной системы. В Государственную думу вернулись одномандатники (наполовину, как это и было ранее), у регионов появилась возможность проводить губернаторские выборы.

Что касается муниципалитетов, то изменившееся федеральное законодательство позволило регионам самим определять способ формирования местной власти. В конце февраля Законодательное Собрание Нижегородской области по инициативе губернатора Валерия Шанцева приняло областной закон, который фактически ретранслировал федеральный закон на уровень городов и районов. Для Сарова на практике это означает, что мы сами в своём Уставе должны решить как выбирать городскую думу.

Именно эти изменения и давно назревший запрос избирателей побудили группу депутатов выйти с инициативой возврата власти населению. Инициативная группа состоит из депутатов, работающих в муниципальном секторе, и депутатов-предпринимателей. Вероятность того, что проект поддержат другие депутаты (в основном работники ВНИИЭФ), велика.

Трудно представить депутата, публично отказывающегося поддержать решение, дающее избирателям право на выбор. Что он ответит на простой вопрос избирателя «Почему? Почему ты против?». Я не вижу достойного и убедительного ответа на этот вопрос. Депутат, лишающий своего избирателя права голоса в ситуации, когда он может это право дать, не имеет морального права оставаться депутатом.

У депутатского проекта есть реальная угроза. Вы прекрасно помните о скандалах, сотрясавших саровское отделение «Единой России» на протяжении 2012 года. Тогда шла активная «накачка» ЕР новыми членами – сотрудниками ядерного центра. «Единую Россию» готовили к выборам по партийной модели. Попытки аналогичных действий наблюдались и по ячейкам других партий, но к ЕР, как к партии власти, было приковано основное внимание.

По информации нашего источника, марионеточные ниточки управления саровским партстроительством сходились в руках советника при дирекции ВНИИЭФ Юлии Дмитриевны Лукиной. Достоверных сведений об этом нет, но поговаривают, что Лукина лично курировала политсовет ЕР и давала указания его секретарю – главе города Алексею Голубеву – о том, какие вопросы надо ставить на рассмотрение и какие решения принимать. Кроме этого, она присутствовала на заседаниях, лично контролируя их ход.

Помимо ВНИИЭФ Юлия Лукина трудится на должности руководителя информационного центра по атомной энергии в Нижнем Новгороде. Причём одно время говорили, что из ВНИИЭФ она ушла, но оказалось, что нет. Непонятно, зачем человеку, занимающему два неплохо оплачиваемых кресла, пытаться рулить Саровом. Но если это так, то работа по партиям проведена серьёзная, и достигнутого терять не захочется.

Опасения в том, что принятию решения будут серьёзно препятствовать, есть. Но проект внесён, и тихо «похоронить» его не получится. Мы будем внимательно следить за его прохождением через гордуму и призываем вас делать то же самое. Вместе мы увидим, чьи интересы на самом деле поддерживают депутаты городской думы – своих избирателей или тайных советников.

Сергей Ермаков

PS. После сдачи материала стало известно, что в повестке заседания комитета гордумы по экономической политике, назначенного на 9 апреля, стоит вопрос о публичных слушаниях по проекту решения о внесении изменений в Устав города. В качестве докладчика указан глава города А. Голубев.

Из повестки не понятно о каких изменениях Устава идет речь, но, насколько нам известно, другого проекта изменений Устава в думе нет.


Присоединяйтесь!