В науку со школьной скамьи

Опубликовано 15.04.2018, автор .
Комментариев / просмотров: / 45

В условиях информатизации общества  кривая спроса на специальности    переместилась из положения гуманитарных  в положение технических. Об этом может свидетельствовать стимулирующая политика развитых стран, включающая в себя финансирование проектов молодых учёных путём выдачи грантов, создание  инновационных фондов, которые оказывают материальную поддержку  научным кадрам. Но я акцентирую своё внимание лишь на одном из методов, используемых для подготовки специалистов – научной конференции.  

В нашем городе ежегодно проводится межрегиональная научная конференция старшеклассников «Школьные Харитоновские чтения». Её важной особенностью является наличие широкого перечня профильных дисциплин, что позволяет принимать в ней участие людям разной профессиональной направленности. На конференцию приезжают преподаватели из лучших вузов страны, что является отличной возможностью для школьников старших классов и абитуриентов зарекомендовать себя, ознакомиться с примерным темпом работы того или иного заведения.
В течение нескольких лет я выступала на Школьных Харитоновских чтениях с докладами в секции «литература». Об этом мне хотелось бы рассказать далее.
Три года назад для меня было большим испытанием попасть на эту конференцию. Первое, с чем сталкивается человек, решившийся почувствовать себя молодым учёным – это выбор темы исследования. Она должна быть актуальной и единственной в своём роде. Конечно, ваш труд будет основываться на работах предшественников, но, если речь идёт о литературоведении, вы должны найти свой оттенок в, казалось бы, уже видимом спектре.
Уверена, что главное – это не бояться с чего-то начать и даже совершать ошибки. Моя первая работа была посвящена актуализации романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема оказалась слишком всеобъемлющей, а доклад слишком «журналистским». На мой взгляд, смешения стилей в дальнейшем удалось избежать, особенно при подготовке к Чтениям в этом году.
Исследовательских обзоров, посвящённых образу Дон Жуана, в мировой литературе существует множество, так что же нового можно было в нём открыть? Именно с раздумий над этим вопросом началась моя новая работа. Вдохновение пришло во время просмотра спектакля о сеньоре Хуане, поставленного на сцене нашего драматического театра. И тогда я решила: образ Дона Жуана в современной драматургии – то, чем хочется заниматься. Правда, вначале пришлось изучить десятки монографий, посвящённых произведениям о великом соблазнителе, коих оказалось почти сотня, впрочем, как и самих этих произведений. Пришлось научиться разбираться в многообразии аспектов такого сложного философского течения, как экзистенциализм через работы его представителей: А.Камю, Ф.Кафки и Ж-П. Сартра. Сделать понятным и близким мир французского драматурга Эрика-Эманнуэля Шмитта и русского писателя Леонида Ароновича Жуховицкого, выявить основные черты русского и европейского литературных типов.
Мне кажется, что из-за большого информационного пласта работы было уделено мало внимания выводу. Хотя от него, как и от правильно сформулированной темы, во многом зависит успех всего исследования.
Ещё одним подводным камнем в работе может стать неправильно оформленный список литературы, потому что в этом проявляется научная этика. Тем не менее, отрадно заметить, что в целом доклад получился удачным, а во время защиты возникла дискуссия с участниками и членами жюри чтений на тему интерпретаций вечного образа Дон Жуана. В конечном итоге мне удалось стать призёром 18 Школьных Харитоновских чтений.
Участие в подобных конференциях важно для личностного и профессионального роста, потому что оно учит систематизировать информацию, работать с большим количеством источников, грамотно выстраивать защиту проекта, вести полемику с квалифицированными оппонентами. Для меня это был бесценный опыт, потому что в этом году я смогла оценить практическую значимость своего доклада. В марте мне удалось побывать на спектакле «Последняя ночь Дон Жуана» в Тульском театре драмы. Созданный антураж действительно напоминал гостиную провинциального замка 18 века, однако пластика актёров подчёркивала вневременной характер постановки. Режиссёр-постановщик (работающий в московском театре Романа Виктюка) Андрей Боровиков решил своего героя в русле русских писателей- романтиков: у Дон Жуана, уставшего от своего цинизма и образа жизни, происходит переосмысление ценностей, он соглашается полюбить молодую девушку, Анжелику, некогда им соблазнённую и брошенную. По мнению Э.Э. Шмитта, единственным обстоятельством, при котором Дон Жуан перестаёт быть легендой, является то, что герой должен испытать настоящую любовь. Поэтому писатель выбирает объектом любви Дон Жуана – юношу, чтобы подчеркнуть именно духовную составляющую чувства героя, отсутствие всякой чувственности.
В постановке же сцена объяснения Дон Жуана с юношей Шевалье, из которой мы узнаём о взаимных чувствах героев, была упразднена. Однако это придало постановке самобытность. Я пришла к мысли о том, что режиссёр также является творцом собственного произведения искусства или соавтором пьесы.
Умение анализировать и мыслить системно, находить скрытые смыслы в очевидных вещах, критически относиться к общепринятому мнению — на мой взгляд, всему этому способствуют попытки научной деятельности уже в школьном возрасте. А потому я хочу посоветовать молодым людям-старшеклассникам не бояться браться за сложные, на первый взгляд, темы, учиться у великих исследователей и не упускать скоротечное время.

Владислава Шевцова


Присоединяйтесь!