Двое в лодке, не считая успеха

Опубликовано 29.03.2018, автор .
Комментариев / просмотров: / 602

Американский писатель Генри Дейвид Торо утверждал: «Успех обычно приходит к тем, кто слишком занят, чтобы его просто ждать». Насколько это высказывание соответствует действительности? Что или кто стоит у истоков целеустремленности людей? Что может вызвать интерес к тому или иному виду деятельности? Попробуем узнать ответы на эти и другие вопросы у саровских школьников, добившихся реальных успехов в учебной и творческой деятельности. 

Александр Толмачёв и Глафира Солдатова, учащиеся лицея № 3, будут представлять наш город на заключительных этапах всероссийской олимпиады школьников (в апреле проходит её заключительный этап). Александр примет участие в финалах по математике и экономике, Глафира – на олимпиаде по русскому языку.
Первой, у кого я взяла интервью, стала Глафира Солдатова. Несмотря на усиленную подготовку к выступлению на заключительном этапе олимпиады, она смогла уделить мне время.
– Глафира, расскажи о своих главных достижениях
– Я давно любила решать нестандартные задачи, однако серьёзное увлечение олимпиадным движением началось, когда я попала на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 10 классе. Не получилось стать призёром, но эта олимпиада оказалась ценной для меня возможностью состязаться среди сильнейших, знакомиться с новыми людьми, учиться у преподавателей ведущих вузов страны.
С тех пор я решила множество олимпиадных заданий разных уровней. Были неудачи, но я думаю, что любой, кто работает много, добивается результатов. В этом году я стала призёром регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, МХК, победителем по русскому языку, первой в общем зачёте на заключительном этапе олимпиады «Высшая проба» по филологии, это одна из наиболее востребованных олимпиад, которая обеспечит поступление в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний.
– Какие книги ты читала в детстве? Можно ли утверждать, что именно с них началось увлечение литературой?
– Моё увлечение литературой действительно началось с детства. Я рано научилась читать, а дома было множество книг. И многие детские книги таких авторов как Линдгрен, Кэрролла, Янссон – любимы мной до сих пор.
– Большинство членов твоей семьи занимаются техническими науками. Почему ты заинтересовалась филологией? Что стало решающим фактором?
– Мне интересен мир чувств и мыслей человека. Лингвистика помогает понять, как думает человек, а литература – о чём он думает.
– Сколько произведений пришлось проанализировать, чтобы овладеть этим навыком?
– Мне кажется, с каждым проанализированным произведением навык обновляется. Конечно, общую схему анализа произведения можно выучить за день, но для каждой книги необходимо заново продумывать её применение.
– Какие перспективы ты видишь в занятии филологией?
– Без языка невозможно обойтись, поэтому филология всегда находит применение в современном мире. Одно из новых направлений этой науки – цифровая филология, благодаря которой существуют поисковые системы и онлайн — переводчики. Но для меня исследование текста в первую очередь – это способ познания мира.
– Каким авторам отдаёшь предпочтение? Кто из них тебя вдохновляет?
– Мой любимый писатель – Фёдор Михайлович Достоевский. Такой детальной прорисовки героев, воплощающих разные качества, от нравственной чистоты до полного падения, я не встречала ни у кого. Мне интересны модернизм и постмодернизм, я вдохновляюсь поэзией, в особенности поэзией Серебряного века.
– Ты играешь на флейте и фортепиано, увлекаешься географией и интеллектуальными играми, изучаешь иностранные языки. В каких сферах планируешь развиваться в дальнейшей жизни?
– Я стремлюсь к тому, чтобы быть разносторонним человеком. Моя мечта – совмещать исследования в области филологии с литературным и музыкальным творчеством
– Какая роль отводится близкому окружению, семье в твоей деятельности?
– Тяжело сделать что-то в одиночку, поэтому я очень благодарна семье за поддержку. Мой интерес к литературе и языкам не возник бы без участия родителей, а также моего педагога – Светланы Васильевны Ериной. Для меня литература – это в первую очередь диалог автора и читателя. Когда мне что-то непонятно в книге, я стремлюсь обсудить это с родителями, учителем или друзьями. И в споре обязательно рождается истина!
У Александра Толмачёва весь день расписан по часам, тем не менее, он нашёл время, чтобы ответить на мои вопросы.
– Александр, каковы твои главные достижения на сегодняшний день?
– Я являюсь трехкратным призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, трёхкратным победителем международного математического конкурса среди старшеклассников из нестоличных городов, проводимого компанией GS GROUP. Основным результатом является то, что я был кандидатом в сборную России на Международную олимпиаду по математике и несколько раз принимал участие в учебно-тренировочных сборах. В России очень высокая конкуренция в олимпиадах по математике, поэтому почётно попасть в список кандидатов!
– Почему ты выбрал именно математику? По каким ещё предметам ты проводишь серьёзную подготовку?
– Интерес к математике у меня появился не раньше 3-4 класса. В пятом классе я принял участие в своей самое первой олимпиаде «Математическом празднике», который проходил в МГУ им. Ломоносова в Москве. Тогда я получил свою первую награду, увидел, как много пятиклассников также, как и я, любят математику. Мне это понравилось, и я понял, что математика – это моё направление. Затем я стал участвовать в олимпиадах, углублённо изучать математику. Позже добавились олимпиады по физике, программированию и экономике.
– Чем отличается математик от любого другого человека?
– Обычно люди используют математику лишь для того, чтобы что-то посчитать в повседневной жизни. Но на мой взгляд, главная функция математики – это научить мыслить, разбираться в природе вещей. А олимпиадная математика – это как раз те задачи, где нужно умение выделить главное, посмотреть под новым углом на ситуацию.
Такой навык помогает в реальной жизни. Например, собрать чемодан – это чисто геометрическая задача, и если представить себе этот процесс именно как её решение, то чемодан соберётся легко и просто.
– Почему тебе интересно принимать участие в олимпиадах?
– Олимпиады – это особая интеллектуальная среда. Занимаясь олимпиадами, человек попадает в особое общество, где все увлечены одним общим полезным, интересным, важным делом – изучением математики. Именно здесь завязываются новые знакомства, происходят встречи со старыми друзьями.
Также благодаря серьёзным успехам на олимпиадах можно поступить в любой ВУЗ нашей страны на бюджетное отделение. Например, я получил такое право благодаря своим успехам на Всероссийской олимпиаде школьников. Ещё одним преимуществом участия в олимпиадах является возможность бесплатно путешествовать по стране. Благодаря олимпиадам я побывал во многих городах России.
– Как проходит твоя подготовка к олимпиадам?
– Подготовкой к олимпиадам я занимаюсь практически круглогодично. Почти каждый день дома выделяю себе 2-3 часа на занятие любимыми предметами: математикой, физикой, программированием, экономикой. Я стараюсь распределить своё время на все предметы. Кроме этого меня часто приглашают на различные сборы по подготовке к олимпиадам. Например, на сменах в образовательном центре «Сириус» в Сочи я побывал уже 8 раз, начиная с 2015 года. А это довольно много: суммарно 192 дня жизни на берегу моря и занятий математикой и физикой.
– Я знаю, что кроме математики, ты интересуешься интеллектуальными играми и поэзией. Какое место в твоей жизни они занимают?
– Я очень люблю интеллектуальные игры и являюсь капитаном команды «Друзья Друзя» в игре «Что? Где? Когда?». Стихи пишу в порывах вдохновения. Можно сказать, это моё любительское творчество.
– Какие у тебя ближайшие планы?
– Через три недели я отправлюсь на финалы Всероссийской олимпиады школьников по экономике и математике в Москву и Екатеринбург соответственно. Сейчас занимаюсь усиленной подготовкой к этим важным событиям.
– Кто тебя поддерживает и помогает?
– На протяжении моей олимпиадной карьеры меня поддерживали мои родители, школьные учителя, наставники, и, конечно же, мои друзья. Все эти люди следят за моими результатами, радуются вместе со мной моим успехам. Без такой поддержки я бы никогда не добился таких результатов.
Я благодарю Глафиру и Александра за исчерпывающие ответы. И надеюсь, что они своим примером вдохновят многих ребят, обучающихся в саровских школах. Ведь иногда стоит взглянуть на учёбу другими глазами. И тогда окажется, что процесс получения знаний может быть интересным и увлекательным!
Беседовала
Владислава Шевцова


Присоединяйтесь!