Как воспитать Читателя? Часть 2.

Опубликовано 23.10.2014, автор .
Комментариев / просмотров: / 2446

Чтение = удовольствие. Эта формула – единственно верная в воспитании настоящего Читателя. Об этом нужно всегда помнить родителям. Но как же достичь такого равенства? О некоторых приёмах и маленьких хитростях привлечения детей к чтению продолжают рассказывать сотрудники центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Александрова и Татьяна Плохотник.

Современные дети уже в 5-6 лет начинают читать. И именно в этом возрасте многие родители  допускают роковую ошибку, «убивающую» едва родившегося читателя – они перестают читать ребенку вслух. Но техника чтения малыша еще слишком слаба. Он не в состоянии самостоятельно читать большие объёмы текста, получая от этого удовольствие.

Все усилия уходят на то, чтобы сложить вместе отдельные буквы, несколько слов. Где уж тут добраться до общего смысла прочитанного!

Не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Пусть этот процесс перейдёт на следующий этап: читайте теперь ВМЕСТЕ с ребёнком, по очереди. Технический навык чтения (скорость чтения) нужно как следует отработать.

Из опыта одной мамы:

Нам набрать скорость чтения помогли… комиксы! Летом после первого класса поехали с ребёнком в дальнюю поездку на поезде, надо было чем-то занимать сына. В активные игры в вагоне не поиграешь, вот и купила разных комиксов – о супергероях, знакомых по мультикам. Всю дорогу сын сидел, как мышка, только странички шуршали. Оказалось, это именно тот формат, что ему был тогда нужен – крупные картинки почти на всю страницу, текст под ними в пять-семь строк Это он читал самостоятельно, а книжки побольше читали вместе. Комиксами сын «переболел» буквально за три-четыре месяца, но зато ко второму классу пришёл, уже читая бегло, и перестал бояться объёмных книг.

 

Но получать удовольствие, только лишь набрав скорость чтения, не получится. Самое главное – вывести ребёнка на чтение содержательное, то есть понимание текста, углубление в текст. Придумывайте любые маневры, любые игры, чтобы ребёнок сам захотел читать.

Ни в коем случае не акцентируйте внимание на ошибках при чтении, не упрекайте – поправлять ребёнка нужно очень аккуратно, незаметно. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребёнка, ведь это действительно его маленькие победы!

В специальной литературе описаны самые разные игровые методы приобщения детей к чтению. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

 

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребёнка, который уже наработал технику чтения, но читать не любит. Читательское любопытство в нём ещё не разбужено.

Родители выбирают интереснейший текст (в соответствии со вкусами своего ребенка), начинают читать и останавливаются на самом интересном месте. Причина – невероятная занятость, срочные домашние дела и у мамы, и у папы… но книжка – вот она! Бери, читай! И обязательно расскажи потом, чем же закончилось дело! Ребёнок без особого энтузиазма берётся за книгу, но желание узнать, что случилось с литературными героями слишком велико. Через какое-то время к нему присоединяются и взрослые, оставив свои дела. Они хвалят ребёнка за стремление читать и чтение уже вместе. Постепенно технический навык перерастает  в содержательный.

 

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо, к примеру, от Карлсона, где литературный герой в двух строчках сообщает малышу, что его любит и хочет с ним дружить. И что «там-то и там-то» он спрятал для него подарок. Подарок в нужном месте находится. Ребёнок подозревает игру, но с радостью в неё включается.

На следующее утро ещё одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, к примеру, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как малыш дёргал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребёнка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

 

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берётся за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя.

Не уверены, что данный метод подойдёт современным детям, хотя кому-то, может быть, и стоит попробовать.

 

Метод неграмотной татарской женщины

Жили мать и сын. Были они очень бедны. Женщина даже грамоты не знала. Сын же был одарённым мальчиком: он сам выучил все буквы. Чтобы научить ребёнка читать, эта женщина придумала свой способ. Когда она садилась чистить картошку, то говорила мальчику: «Помоги мне, сынок; мои руки будут меньше болеть, если ты почитаешь мне книжку». И так три раза в день. С каждым днём сын читал всё лучше и лучше, а мать говорила ему: «Я вот неграмотная, а ты у меня учёным станешь»; и сын соглашался с ней. Её слова действительно сбылись, а метод татарской женщины помогает многим приобщить детей к чтению.

 

Конечно, нужно понимать, что одного универсального приёма приобщения к чтению нет. Возможно, для вашего ребенка вам придётся комбинировать несколько предложенных методик, или даже изобрести свою.

Чтение должно стать ежедневной полезной привычкой, такой же, как чистить зубы или умываться. И задача взрослого – выработать эту привычку и у своего ребёнка, и у себя самого. Ведь самая действенная методика привлечения детей к чтению – это окружающие их читающие взрослые.

 

 

•          Покупайте книги, дарите их ребёнку! Ходите вместе в книжный магазин и давайте малышу возможность самому выбрать книгу.

•          Оставляйте  печатные материалы везде, где ребёнок может их увидеть.

•          Разрешите ребёнку  «заведовать», к примеру, кулинарными рецептами, и, когда готовите, просите читать их вслух.

•          Играйте  в настольные игры, предполагающие чтение.

•          Собирайте домашнюю детскую библиотеку и запишите ребёнка в библиотеку.

•          Предлагайте  ребёнку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

•          Если у ребёнка появляются вопросы, предложите ему поискать вместе ответ в книге.

•          По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

•          Читайте с ребёнком книги о том, как мастерить своими руками.

•          Спрашивайте мнение ребёнка о книге, которую он читает.

•          Читайте ребёнку и вместе с ним перед сном каждый вечер.

 

Продолжение следует!

 

 


Присоединяйтесь!