На страже прав потребителя

Опубликовано 03.11.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 52

Закону РФ «О защите прав потребителей» в этом году исполнилось 25 лет (принят он был 7 февраля 1992, а вступил в силу со дня первого официального опубликования в «Российской газете» от 7 апреля 1992 года). В Сарове гарантом соблюдения основного норматива, обеспечивающего права и свободы покупателей и потребителей услуг с 2016 года выступает комитет по управлению муниципальным имуществом в лице заместителя председателя КУМИ Марии Степашкиной и двух ведущих специалистов Эллы Вашурковой и Галины Захаровой. Саровчане называют это структурное подразделение просто, «отдел по защите прав потребителей», что фактически абсолютно соответствует действительности. 

Разговор с защитниками прав потребителей получился очень содержательным и объёмным, потому публикацию пришлось разделить на две части. В этом номере мы опубликуем беседу с Марией Михайловной Степашкиной, а в следующем – с ведущими специалистами.
– Мария Михайловна, сложно найти столь же динамично развивающийся закон, как закон «О защите прав потребителей». Изменения диктует сама жизнь?
– Совершенно верно, администрация г. Сарова занимается вопросами защиты прав потребителей более 20 лет, работа эта постоянная, сложная и ответственная. Что мы хотим, например, когда приходим в магазин? Приобрести качественные товары, задумываемся, чтобы продавец нас не обманул, чтобы в ценах мы угадали. А на другой стороне стоят продавец и владелец торговой точки. Их задача – сохранить и преумножить бизнес, чтобы были средства к существованию и развитию. Они убеждены, что потребитель стал излишне требователен.
И вот эти два интереса находятся на тонкой грани равновесия. Наша задача – сохранить это равновесие, а если оно нарушилось, устранить причины, помочь соблюсти права потребителя или предпринимателя.
– Сейчас наши граждане живут в настолько насыщенном информационном поле, что, кажется, сами могут прочитать о своих правах, например, в интернете. Тем не менее, приходят к вам?
– Возможно, это особенность Сарова, но общие тенденции сохраняются – обращений поступает очень много. В день, в среднем, мы рассматриваем по 10 обращений, человека три приходят на личную беседу.
– Если судить по статистике обращений, то можно проследить тенденцию к их сокращению. С чем это связано, как Вы полагаете?
– Во-первых, прошла реорганизация, мы работаем в несколько сокращённом составе, поэтому специалисты часто находятся вне рабочего кабинета, выполняя иные возложенные на них функции (часто выходят в сети, торговые точки, изучают розничные цены для составления прожиточного минимума). А это значит, часть потребителей, увы, не дозванивается до нас.
Во-вторых, всё-таки значительно снизилась покупательская способность. Это замечаем и мы, и представители торговли. Вот такой момент, например. После праздников обычно много было обращений с просьбой вернуть товар (купили три одинаковых подарка). Сейчас это редкость. Сейчас продавцы говорят, что праздника, как такового, в товарообороте не видно. И общественное питание «просело». Праздники предпочитают справлять дома.
– Какие годы (начиная с 2000-х), по вашим наблюдениям, в Сарове были наиболее благополучными?
– Пожалуй, 2012-2013 годы в плане потребления были самими активными. Люди вышли из домов в рестораны и кафе, женщины стали следить за своей красотой. Кстати, сейчас они – самые преданные потребители услуг, держатся до последнего. Могут отказать себе в чём-то вкусненьком, но маникюр, причёску и визит к косметологу не пропустят.
– Мария Михайловна, часто покупатели попадают в неприятную ситуацию из-за собственной неграмотности или невнимательности. Казалось бы, простые правила помогут избежать печальных последствий, но о них кто-то не помнит, кому-то лень их соблюдать, а кто-то и вовсе не знает, как защитить свои права.
– Начнём с того, что покупки мы совершаем, практически, ежедневно. И самое важное – всегда быть внимательными, покупаете ли вы продукты питания или отправляетесь за сложной бытовой техникой. Представим себе ситуацию, вы хотите купить, например, холодильник. Что нужно сделать прежде всего?
Для начала надо понять, что именно вы хотите: какие технические характеристики вас удовлетворят, каков уровень шума будет приемлемым и т. д. Затем нужно изучить предложения – какие магазины предлагают такой товар, какие там цены, условия гарантийного обслуживания. После этого обязательно поинтересуйтесь о репутации торговой точки. Поспрашивайте у знакомых, зайдите на форумы и другие интернет ресурсы. И только после этого отправляйтесь непосредственно за покупкой.
К сожалению, часто покупатели действуют ровным счётом наоборот. Совершают необдуманную покупку, понимают, что ошиблись, бегут в магазин, требуют забрать товар и вернуть им деньги. Или находят дефект, расстраиваются, оставляют товар в магазине и уходят, предлагая продавцу самому «решать проблему». Уважаемым нашим гражданам нужно для себя уяснить одну простую истину – никто за вас решать проблему не будет. И пока вы демонстрируете свой характер, время может быть безнадёжно упущено.

Статистика обращений
по услугам и непродовольственным товарам
2015 год
Всего обращений –1002
сотовые телефоны – 107 (11%)
мебель – 96 (10%)
технически сложный товар – 50(5%)
услуги – 209 (21%)
непродовольственная торговля – 623 (62%)

2016 год
Всего обращений –826
сотовые телефоны – 76 (9%)
мебель – 79 (10%)
технически сложный товар – 49 (6%)
услуги – 181 (22%)
непродовольственные товары – 526 (64%)

2017 год
Всего обращений –578
сотовые телефоны – 82 (14%)
мебель – 43 (7%)
технически сложный товар – 52(9%)
услуги – 103 (18%)
непродовольственные товары – 475 (82%)

 

О том, как не упустить время и правильно постоять за свои права, читайте в следующем номере нашей газеты. Продолжение следует!

Беседовала
Анна Шиченкова


Присоединяйтесь!