Невидимая рука ЖКХ

Опубликовано 30.06.2016, автор .
Комментариев / просмотров: / 567

Две недели понадобились городской думе и администрации, чтобы прийти к соглашению о размере повышения платы за содержание жилья. С 1 июля эта строка в квитанциях горожан вырастет на ощутимые 12 процентов.

Почему так происходит? 

Одним из атрибутов, сопровождающих экономические кризисы, является инфляция. Растущие цены на энергоресурсы, материалы, труд приводят к удорожанию стоимости продукта, для производства которого они используются. В конечном итоге сегодня за тот же товар мы платим больше, чем в прошлом году. Это в полной мере касается и стоимости услуг ЖКХ.

По данным Росстата индекс потребительских цен за январь-декабрь 2015 года составил 112,9 процента. Это значит, что приобретаемые нами товары и услуги за прошлый год подорожали в среднем на 12,9 процента.

С января по май текущего года наблюдается инфляция, равная 2,93 процента. При этом эксперты говорят о более серьёзной инфляции в экономических отношениях между хозяйствующими субъектами. Рублёвые цены, например, на импортные комплектующие выросли больше чем на 12,9 процента, когда их же цена в валютном эквиваленте осталась неизменной.

На этом фоне предложенное городской администрацией увеличение платы за содержание жилья на 14 процентов выглядит логичным, поскольку не превышает общего уровня роста цен с января 2015 по май 2016 года. Но необходимо вспомнить, что аналогичное повышение состоялось в июле 2015 года, и оно уже учитывало инфляцию первого полугодия. И здесь уже логичной выглядит позиция депутатов, посчитавших такое повышение недопустимым.

Позиции гордумы и администрации сошлись в том, что повышать стоимость услуг по содержанию жилья нужно. Текущее положение основной саровской управляющей компании – муниципального «Центра ЖКХ» и её бизнес-модель не в силах обеспечить выполнение минимального стандарта управления жилищным фондом на тарифах прошлого года. Предприятие попросту медленно умрёт. Поэтому основная дискуссия развернулась по поводу размера повышения.

 

«Ограничитель Медведева» не работает 

Изначально администрация предлагала повышение на 14 процентов, но обсуждались традиционно три варианта: 10, 12 и 14 процентов.

В ходе обсуждения прозвучал вопрос: премьер федерального правительства Дмитрий Медведев ещё в октябре прошлого года подписал распоряжение, согласно которому предельный индекс повышения платы за коммунальные услуги в 2016 году по Нижегородской области должен составлять лишь 5,5 процента. Получается, что любой из трёх вариантов не соответствует этой цифре. Нет ли здесь нарушения?

Оказывается, нет. Распоряжение касается только коммунальных услуг, к которым услуги по содержанию и текущему ремонту жилья не относятся. Коммунальные услуги – это тепло, электричество, газ, горячая и холодная вода, канализация. С 2017 года в этом перечне отдельно появится вывоз твёрдых коммунальных отходов.

В отношении платы за содержание жилья «ограничитель Медведева» не работает. Вопрос полностью отдан на откуп муниципальным властям на местах.

В идеале задача муниципалитета заключается в том, чтобы определить такой размер платы, который максимально учитывал бы интересы всех субъектов, на которых решение окажет влияние. Это управляющая компания, которая должна выполнять на должном качественном уровне все работы, установленные федеральным стандартом, и получать за эти работы столько денег, сколько они стоят на рынке. Это собственники и наниматели жилых помещений, которые должны вовремя и полностью оплачивать работу управляющей компании и получать за это услугу необходимого объёма и качества. Это администрация, которая заинтересована в обеспечении горожан услугами ЖКХ и в эффективно работающем муниципальном предприятии. Это депутаты городской думы, демонстрирующие решимость защищать кошельки избирателей от растущей нагрузки.

В реальности задача муниципалитета сводится к тому, чтобы постараться минимизировать потери, которые вызовет повышение платы. Потери самого разного плана. Для собственников и нанимателей квартир – финансовые: если за содержание жилья собственник платил каждый месяц 1300 рублей, то будет платить 1456 рублей.

Для управляющей компании потери – это не покрываемые повышением затраты на обслуживание домов. Например, по дому №17 по пр. Ленина плата за содержание жилья в 2014 г. составила 412962 руб. Это 34 тыс. рублей в месяц. Как на эти деньги можно качественно содержать дом: вывозить мусор, содержать кровлю, фасад, другое общее имущество, убирать подъезды, прилегающую территорию, следить за коммуникациями, вести документацию? Только одна зимняя очистка кровли от снега и льда практически полностью съедает месячный фонд и на остальные работы денег не остаётся, хотя выполнять их надо. А за счёт чего? Да хоть за счёт других домов. Именно так работает «невидимая рука ЖКХ».

Для депутатов и администрации повышение влечёт «имиджевые» потери. Понятно, что мера хоть и вынужденная, но в народе, мягко говоря, не популярная. Поэтому в попытке сохранить лицо гордума отклонила первое предложение администрации о 14 процентах.

 

Что можно сделать?

Ответ лежит на поверхности. Точнее в Жилищном кодексе. В нём говорится, что размер платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников. А вот если собственники такое решение не приняли, в дело вступает муниципалитет. Он устанавливает размер платы для тех домов, собственники которых не смогли или не захотели сделать это сами.

Получается, что делать гордуму и администрацию крайними и пенять на их решения неправильно. Нужно объединяться с соседями и брать судьбу общего дома в свои руки. Созывать собрание собственников и устанавливать такую плату, какую вы посчитаете обоснованной. Только нужно понимать, что это полдела. Необходимо будет найти ещё и такую управляющую компанию, которая согласится работать по вашим ценам. В условиях развития конкуренции на этом рынке найти желающих будет не так трудно. Естественно, если плата будет разумной.

Самое сложное – не просто провести общее собрание, а достичь согласия по всем вопросам. А ведь мы далеко не всегда знаем своих соседей просто по именам или даже в лицо. Нам ещё нужно учиться жить обществом, каждый член которого преследуя личный интерес, не забывает об интересах всего общества.

Нужно хотеть и уметь договариваться. Тогда за счёт конкуренции ситуацию можно выровнять. Дальше она будет развиваться под воздействием «невидимой руки» свободного рынка, нацеленного на сближение интересов продавцов и покупателей.

А пока мы видим лишь разрушительные плоды работы «невидимой руки ЖКХ».

 

 

Сергей Ермаков


Присоединяйтесь!