Не платить – стыдно!

Опубликовано 20.04.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 395

Когда слышишь чей-то разговор о ЖКХ, то по большей части это недовольство в адрес управляющей организации и коммунальщиков. Фасады ветшают, подъезды не мыты, горячая вода «недостаточно горячая», лифт стоит, а полотенцесушитель покрылся инеем. 

Мы забываем или намеренно избегаем важный факт – во всех отношениях, связанных с предоставлением благ, присутствует минимум две стороны. Одна заказывает «музыку», другая её «играет».
Но у заказчика кроме прав есть ещё и обязанности. Главная из них – своевременно и полностью оплачивать полученные услуги. И сфера ЖКХ – не исключение.
На конец 2016 года долги россиян за услуги ЖКХ составляли 275 миллиардов рублей. Эта цифра со временем увеличивается, хотя больше половины должников в состоянии заплатить за коммунальные услуги в срок.
Доля малообеспеченных должников, которые действительно не в состоянии заплатить за ЖКХ, не превышает 26%.
Из них временно безработных – 15%. А процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью, не превышает 8%.
Конечно, за несколько последних месяцев выросло число людей, которые не могут заплатить за ЖКХ, поскольку потеряли работу или из-за финансовых трудностей не в состоянии покрыть все расходы. Таких неплательщиков стало на 30% больше.
Портрет неплательщика за услуги ЖКХ, по мнению экспертов коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», выглядит в среднем так: женатый мужчина 40-45 лет со средним или среднеспециальным образованием, а сумма долга составляет 25-32 тысячи рублей; разведенная женщина 45 лет, одна воспитывает ребенка, средний размер долга — около 30 тысяч рублей.
Однако злостными неплательщиками россияне отнюдь не всегда становятся из-за финансовых трудностей. Примерно 20% собственников квартир забывают заплатить за услуги, а 3% граждан не воспринимают всерьез такую статью расходов, считая, что оплатить можно и потом, когда вздумается. По этой причине накапливаются долги у жителей крупных городов с населением более 1 млн. человек.
Кроме того, еще 20 % россиян не оплачивают «коммуналку» по месту жительства вовремя, поскольку уехали на заработки, к примеру, в другой город. Их не пугает риск остаться без воды или света.
Практически в каждом многоквартирном доме имеются должники. Существует мнение, что сумма их долгов делится между добросовестными жильцами и выставляется управляющей организацией в квитанциях. Это не так. Собственнику квартиры начисляется плата только за те жилищные услуги и коммунальные ресурсы, которые потребил только он, и те, которые он обязан уплатить в силу закона, например, за коммунальные услуги на содержание общего имущества дома. Если же управляющая организация позволяет себе «вольности» и «вешает» долги на соседей, то такая ситуация переходит в компетенцию правоохранительных органов.
С неплательщиками управляющие организации ведут работу по взысканию задолженности (о том как она ведётся, мы планируем рассказать в одном из следующих номеров «ГС»). Но это не значит, что добросовестные собственники квартир не страдают от должников.
Долги за ЖКУ негативно сказываются на качестве обслуживания многоквартирного дома.
Договоры с ресурсниками на обеспечение дома электричеством, холодной, горячей водой и канализацией заключает управляющая компания. Она же становится должником перед ресурсниками по каждой неоплаченной квитанции. Источник средств, из которого управляющая компания может оплатить долги, это плата за содержание жилого помещения. Единственная строчка в квитанции, деньги по которой получает УК.
За счёт платы за содержание жилого помещения обслуживаются многоквартирные дома. Эти деньги идут на текущие ремонтные работы, уборку подъездов и придомовой территории, вывоз мусора, работу лифта и свет в подъездах. Вместо этого управляющая компания вынуждена гасить из этих средств чужие долги за «коммуналку».
Неоплаченные долги за услуги ЖКХ – это облупившийся фасад или неотремонтированный подъезд. Это отложенный из-за недостатка средств ремонт домовых сетей. Это, в конце концов, обоснованное недовольство добропорядочных плательщиков.
С другой стороны, должники никуда не исчезнут, пока в обществе остается место бедности, хамству и равнодушию.
Для тех, кто считает, что сумма в квитанции высока, мы подготовили ряд советов, которые позволят сэкономить на ЖКУ. Вы сможете их прочесть в одном из ближайших номеров «ГС».
А тех, кто в состоянии своевременно оплачивать услуги ЖКХ, но забывает это сделать или по каким-то причинам делает с опозданием, мы призываем подтянуться и приобрести здоровую привычку раз в месяц оплачивать счета. Тогда, глядишь, и в подъезде станет чище и в глаза соседей смотреть будет не стыдно.
В Жилищном кодексе РФ прописаны сроки внесения платы за коммунальные и жилищные услуги: не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим. Это называется – срок платежа. Пени – это штрафные санкции за несвоевременную оплату. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ расчет пени за каждый день просрочки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Причем гражданин обязан оплатить задолженность в течение 90 дней. Начиная с девяносто первого дня, должник будет оплачивать 1/130 за каждый день просрочки. Важно! Значение ставки рефинансирования можно посмотреть на официальном сайте Центрального банка России.

Материал предоставлен МУП «Центр ЖКХ»


Присоединяйтесь!