От жалоб к конструктиву

Опубликовано 19.10.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 93

Начиная с этого номера, «ГС» открывает новую рубрику «Прямой разговор». Здесь мы планируем рассказывать нашим читателям о том, как в Сарове происходит коммуникация между органами власти и обычными жителями нашего города. И не случайно первым гостем рубрики стала Людмила Николаевна Шляпугина, заместитель директора Департамента городского хозяйства администрации Сарова. Ведь именно в адрес ДГХ поступает наибольшее количество обращений саровчан.

Давайте для начала разберёмся, что такое «обращения» и как с ними работают специалисты администрации города? Законодательство устанавливает различные формы обращений граждан в органы местного самоуправления. Они могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. Регламентируется порядок обращения граждан в органы МСУ Федеральным Законом № 59, а закон
№ 131 обязывает структуры рассмотреть заявления и дать ответ по существу вопроса не позднее месяца с даты поступления обращения от гражданина.
Каким бы ни было обращение гражданина, оно направлено на формирование определённых последствий. Из содержания послания явно исходит желание побудить властную структуру к тем или иным существенным действиям, какой бы сферы жизнедеятельности они не касались. С достаточной степенью условности все обращения граждан можно разделить на три большие группы: профилактические (их цель – не пресечение каких-либо нарушений, а создание надлежащих условий для осуществления субъективных прав), сигнальные послания (эти направлены на устранение выявленных нарушений) и защитные (такие обращения содержат в себе требования восстановления ущемлённых прав и интересов). Последние, по сути своей – те самые жалобы, к которым прибегают очень многие горожане. «ГС» поинтересовался у Людмилы Шляпугиной, с какой категорией обращений приходится чаще всего сталкиваться специалистам ДГХ?
– Как правило, наибольшее количество обращений, которые поступают от граждан в администрацию г. Сарова, связаны с вопросами благоустройства дворовых территорий, благоустройства г. Сарова в целом и капитального ремонта жилищного фонда. Несмотря на то, что программы капремонта МКД находятся в ведении регионального фонда капитального ремонта, который находится в Нижнем Новгороде, всё равно граждане предпочитают жаловаться нам. Также часто сигнализируют о необеспечении выполнения работ в рамках текущего содержания жилищного фонда и на действия управляющих компаний. В среднем таких обращений поступает 660 в год. Но тренд сегодняшнего времени в том, что сегодня поддерживаются и приветствуются обращения, в которых содержатся инициативы и предложения горожан. Мы можем жаловаться, например, на то, что у нас нет детских площадок. Гораздо эффективнее другая позиция – давайте организуем общее собрание и выработаем конструктивное предложение по обустройству детской площадки!


Людмила Николаевна подчёркивает, что именно на это нацелен сегодня проект «Формирование комфортной городской среды на территории города Сарова», который реализуется в рамках федеральной программы «Развитие городской среды».
– Данный проект подразумевает то, что именно на основании решения граждан должно выполняться обустройство дворов, территорий общественного пространства. Сейчас всё ещё идёт стадия приёма заявок по дворовым территориям и общественным пространствам на благоустройство этих территорий в период 2018-2022. Финансирование работ будет обеспечено из бюджетов разного уровня. Напомню, что период приёма заявок – с 15 сентября по 1 ноября 2017 года.


По словам заместителя директора ДГХ, заявок на благоустройство общественного пространства поступает намного больше. Почему? Просто потому, что там не требуется решение общего собрания. Как правило, обращения по общественным пространствам – коллективные, подписанные определённым количеством горожан.
– Заявок по дворовым территориям у нас на сегодняшний день появилось только две. – констатирует Людмила Николаевна. – Видимо, у людей очень большие проблемы с проведением общих собраний, да и процедура непростая. Но самое сложное даже не это, а необходимость договориться между собой. Соседи не могут прийти к единому видению, каким должен быть их двор. Одни ратуют за уширение проезда, а другие, напротив, за максимальное сохранение зелёной массы и площади детских площадок. Одни желают видеть лавочки во дворе, другие же – категорически против любых «посадочных мест». Правда, есть вопрос, с которым согласны все – улучшение наружного освещения дворовой территории. И действительно, во многих дворах, особенно это касается «старого» района, необходима установка дополнительного наружного освещения. Причём его монтаж и обслуживание будет осуществляться муниципалитетом, работы не требуют финансового участия горожан. Однако трудности с проведением общего собрания всё тормозят.


Людмила Николаевна обозначила срок приёма заявок – до 1 ноября. Осталось не так уж много времени. Успеют ли зазевавшиеся граждане сформулировать и донести свои обращения с предложениями?
– Те, кто не успеют до 1 ноября, пусть не отчаиваются. На основании уже поступивших заявок будет сформирован первый вариант проекта программы. И впервые мы выносим документ такого рода на общественное обсуждение, отказываясь от практики публичных слушаний. Объясню почему. Публичные слушания – процедура, назначаемая на определённое время. Не все горожане могут присутствовать в определённый момент в месте проведения публичных слушаний. Да и не все готовы к открытым выступлениям. Поэтому был разработан специальный порядок общественного обсуждения проекта, он был утверждён буквально вот-вот, 6 октября этого года (подробнее о способе его проведения мы расскажем в следующих выходах рубрики «Прямой разговор» — ред.). Так вот, те, кто не уложился в срок до 1 ноября, могут подать свою заявку в период общественного обсуждения проекта. Но, как и в основное время, для предложений по благоустройству дворов будет требоваться протокол общего собрания жильцов дома. Фактически, мы на месяц продлеваем время предложений от горожан, но уже в форме общественного обсуждения. Адресный перечень всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, можно найти на официальном сайте администрации «Адресный перечень дворов – инвентаризация»).
Таким образом, основная задача органов местного самоуправления сегодня, по словам заместителя директора департамента ДГХ администрации г. Сарова – перенаправить вектор обращения горожан от жалоб и критики к конструктивному диалогу, к рациональным предложениям, которые власть должна принять и максимально отработать.
Второй тренд настоящего времени в части взаимодействия органов власти и населения – это обеспечение поддержки инициатив. В следующем номере «ГС» мы расскажем читателям, с какими инициативами выходят саровчане, а также какие общественные организации помогают осуществлять контроль за состоянием территорий общего пользования.

Беседовала
Анна Шиченкова


Присоединяйтесь!