Расплата за…

Опубликовано 06.04.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 337

25 марта состоялась премьера спектакля Саровского драматического театра «Последняя женщина сеньора Хуана».

Начинается действие весьма эффектно, даже интерактивно – появляются молодые стремительные сеньоры в плащах, со шпагами. Похоже, происходит какая-то погоня; возможно тот, за кем они гонятся, только что проходил мимо вас? Ведь их перемещения не ограничиваются сценой – сеньоры проходят по зрительному залу, прямо перед вами. Время от времени незнакомцы скрещивают шпаги. От этого захватывает дух. Потом они проходят ещё раз, ещё раз, ещё… И вау-эффект пропадает, на смену приходят ирония и сарказм: «Ну, ну, разбегались…» Но вот всё улеглось, горячие испанские парни скрываются…
Давайте нажмём на паузу и немного поговорим о самой пьесе. Её автор Леонид Жуховицкий в различных интервью не раз подчёркивал, что он восхищается историей и судьбой главного героя своего произведения – сеньора Хуана (Дона Жуана). По мнению Жуховицкого, несмотря на то, что прошло уже более пяти веков, парадоксальная личность Дона Хуана до сих пор сохраняет актуальность и интерес к ней. И вот привычный образ сердцееда, красавца, любителя и любимца женщин в этой пьесе трансформируется – Дону Хуану где-то под 50. Во множественных аннотациях к спектаклям по пьесе дают описание герою: «Он одинок, опустошён, смертельно устал и мечтает о покое…. Только женские сердца продолжают трепетно биться, оказавшись рядом с ним». Желая затеряться в глуши, остаться незамеченным, Дон Хуан прибывает в забытую богом деревню. Но от славы, добытой многочисленными любовными подвигами, не скрыться и здесь. Фанатичные поклонники и последователи, старые долги и обиды настигают его в последнем приюте.

По ходу пьесы становится понятно, что практически всем действующим героям для собственной реализации нужна жизнь постаревшего, но знаменитого Дона Хуана. Даже государство заинтересовано в громкой и фееричной смерти легендарного любовника. Таинственный Исполнитель предлагает Хуану публичное покаяние, которое, впрочем, не избавит его от неминуемого конца. Может быть, хотя бы девушка Кончита бескорыстна в своих стремлениях? Увы, нет. Дурнушка мечтает о магическом прикосновении героя-любовника, дабы обрести уверенность в себе. К этому ли стремился Дон Хуан, прожив 50 лет своей жизни? Вероятнее всего, нет. Загрустишь тут, задумаешься. Можно попытаться убежать «на край света», что главный герой и делает, но и это невозможно.
На наш взгляд, пьеса очень интересна, каждый её герой несёт в себе боль, надежду, каждый наделён своей историей и целью. Рассказал ли нам эти истории режиссёр спектакля Сергей Семёнов? Боюсь, не до конца.
Начнём с главного героя – Дона Хуана. Исполняет роль утомлённого любовника Максим Солнцев. Хуан в его исполнении настолько истощён энергетически, разочарован и бесцветен, что создаётся впечатлении, будто он соблазнил не 700, а, как минимум, 7000 женщин и ещё раз пять слетал в космос, поэтому ему настолько неинтересно находиться этим вечером на сцене. Он как будто вообще из большого великодушия согласился сыграть роль Хуана, а на самом деле она совсем ему не интересна. Кстати, да простят нас поклонники безусловно талантливого актёра, такого Хуана в исполнении Максима Солнцева мы уже не раз видели на сцене. Правда, у героя были другие фамилии – Тригорин, Лапонин…

Наиболее удавшаяся и правдоподобная сцена с участием Хуана – это когда он ложится на кровать и свёртывается «клубочком». Смотришь на Дона Хуана в этот момент и хочется сказать всем остальным героям: «Не будите. Дайте ему поспать, это ему очень нужно. Неделя хорошего сна и Дон Хуан восстановится…» Мы уже не раз отмечали, что лучшие роли актёра (в последние несколько лет) связаны с комедийными образами. Это, конечно, исключительно частное мнение, не претендующее на истину.

Всегда с трогательным сочувствием наблюдаем за стараниями Владимиры Петрик. Вот и в этот раз складывалось впечатление, что «больше всех надо» именно Владимире. Неудержимая энергия этой актрисы провоцирует режиссёров на создание различных сцен, связанных с совершением физических «подвигов» (вспомним, например, как юная актриса перетаскивает огромные камни в «Чайке»). В премьерном спектакле Владимира-Кончита также подвижна и разнообразна. Она и трогательно поёт (кстати, очень недурно), и танцует, и страстно желает, и достигает поставленной цели. Но все её попытки «взбодрить» хоть как-то Солнцева-Хуана остаются тщетными.
На наш взгляд, «театр» в этом спектакле делают Руслан Шегуров и Светлана Киверская. Каждое их появление на сцене рождает в душе какую-то надежду. Хозяин гостиницы в исполнении Руслана Шегурова убедителен и интересен, именно его реплики вызывают оживление у зрителей. Роль Светланы Киверской – эпизодическая, в ней мало слов. Но именно жене хозяина гостиницы удаётся передать ощущение загадочности и глубины образа Дона Хуана. Она, а не бывшая жена и не Кончита несколькими фразами и многозначительными взглядами, спокойной уверенной пластикой смогла нас «зацепить».
И без того загадочный образ Исполнителя в прочтении Сергея Семёнова приобрёл булгаковскую, мистическую окраску. Особенно эффектной получилась сцена диалога Исполнителя и Дона Хуана, когда то ли они взмыли до потолка, к люстре, чтобы пошептаться тет-а-тет, то ли люстра снизошла до них. При просмотре этой сцены на меня нахлынули воспоминания, как в пионерском лагере глубокой ночью мы подсвечивали фонариком лицо и страшными голосами рассказывали друг другу жуткие истории… Мурашки по коже… Тут надо вспомнить, что спектакль хоть и трагическая, но всё же комедия.
Закончить всё же хочется позитивом. Спектакль большинству зрителей, как, в общем-то, и нам, в целом понравился. Почему? Есть очень простое объяснение. Он прекрасно оформлен, с большим вкусом и выдумкой. «Последняя женщина сеньора Хуана» – несомненная удача художника-постановщика, заслуженного работника культуры РФ Владимира Ширина. Получаешь огромное эстетическое удовольствие от бесконечного звёздного неба, продуманных декораций и костюмов, великолепного музыкального и светового сопровождения. Большая свечная люстра, динамичные декорации, камин, кувшины с вином, плащи, шпаги – всё играет на восприятие зрителя.

Кстати, о шпагах. За несколько месяцев занятий с мастером спорта, чемпионом Европы по карате Сергеем Кузнецовым саровские «испанцы» довольно хорошо овладели сложным искусством фехтования. Во всяком случае, смотреть на батальные сцены было не стыдно. За это – отдельное спасибо.
Жизнь спектакля – как жизнь человека. Должно пройти время роста и становления, возможно, осмысления и внутренней коррекции. Хотелось бы, чтобы спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана» жил долго, поспособствовать ему в этом можете только вы, зрители. Мы рассказали о своих эмоциях. А вы сходите и составьте о спектакле своё мнение. Возможно, оно будет совершенно другим. Ведь сколько людей – столько мнений. Лучше один раз увидеть, чем… Ну вы знаете! Приятного вам похода в театр!
Анна Шиченкова


Присоединяйтесь!