РЕКЛАМНЫЙ «СТОПХАМ»

Опубликовано 30.08.2013, автор .
Комментариев / просмотров: / 6239

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце прошлой недели сразу на нескольких рекламных щитах, стоящих на улицах Сарова, появились большие красные наклейки с надписью «Незаконная реклама». Наклейки успели провисеть недолго и были сорваны, видимо, работниками рекламной компании, эксплуатирующей щиты. «ГС» попытался разобраться, что же произошло, и вот, что нам удалось выяснить.

Практически все рекламные щиты в Сарове установлены и эксплуатируются двумя компаниями: ООО ГК «2 Аякса» и ООО «Ударник». Формально эти компании никак не связаны между собой, поэтому на рынке рекламных щитов существует некоторая видимость конкуренции. Но в Сарове есть достаточно много других рекламных фирм, которые тоже хотят работать на рынке рекламных щитов. Законом о рекламе специально для обеспечения конкуренции в этой сфере предусмотрен конкурсный порядок распределения мест для установки рекламных конструкций на муниципальной земле.

Проще говоря, муниципалитет формирует условия конкурса, объявляет его, и те, компании, которые наиболее подходят под условия торгов, признаются победителями. При этом закон о рекламе устанавливает достаточно жесткие меры, ограничивающие конкуренцию на рынке рекламы. В конкурсе прямо запрещено участвовать лицу, занимающему преимущественное положение в этой сфере. Преимущественным положением закон понимает ситуацию, когда доля компании на рынке превышает 35 процентов. А условия конкурса должны быть таковы, чтобы в результате него никто не приобрёл преимущественного положения. В противном случае торги признаются недействительными.

Как видите, закон содержит достаточно жёсткие нормы, направленные на развитие конкуренции на рынке рекламы. В случае проведения конкурса в Сарове его поделят не менее 3-х компаний. И далеко не факт, что это будут ООО ГК «2 Аякса» и ООО «Ударник».

Законность каждой рекламной конструкции, стоящей на муниципальной земле, должна подтверждаться одним документом: разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В законе о рекламе однозначно указано (цитирую): «Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.» В переводе с канцелярского языка это означает, что если срок действия разрешения истёк, то эксплуатация рекламной конструкции запрещена.

Как нам стало известно из источников в рекламных компаниях, участвовавших в акции с «незаконной рекламой», они узнали, что сроки действия разрешений на рекламные щиты ООО ГК «2 Аякса» и ООО «Ударник» истекли. Причём некоторые год назад, а есть такие, что и два года назад (это подтверждается вступившим в силу решением арбитражного суда по делу № А43-30198/2012, с которым любой может ознакомиться на сайте http://kad.arbitr.ru). После этого торги на размещение рекламных щитов не проводились. Однако реклама на них постоянно обновляется, на сайте ООО ГК «2 Аякса» предлагаются услуги по предоставлению щитов (почему-то всех, включая принадлежащие «независимому» ООО «Ударник»). Получается, что другие рекламные компании лишены предусмотренной законом возможности зайти на рынок рекламных щитов, а компании с просроченными разрешениями продолжают эксплуатировать рекламные конструкции, извлекая прибыль.

Возмущенные сложившейся ситуацией рекламщики обратились в прокуратуру и УВД с требованиями прекратить незаконную рекламную деятельность. По непонятным им причинам реакции от правоохранительных органов не последовало. Поэтому предприниматели пошли на крайние меры, попытавшись привлечь внимание общественности и СМИ в проблеме расклейкой надписей «Незаконная реклама». Фотографии и видео с акции размещены в Интернете в социальной сети «ВКонтакте».

Прокомментировать ситуацию мы попросили адвоката одного из областных центров Михаила Болячевского, который предварительно ознакомился с судебным решением, фото и видеоматериалами, со статьёй и комментариями, размещёнными на сайте «Колючий Саров».

– Согласно пункту 9 статьи 19 Закона 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Согласно пункту 10 той же статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления.

Но даже в отсутствие предписания органа местного самоуправления эксплуатировать рекламную конструкцию без действующего разрешения нельзя. За эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию статьёй 14.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Для юридических лиц он составляет от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Это за каждую конструкцию.

Чтобы в действиях формальных владельцев рекламных щитов, на которые истекли сроки действия разрешений, не было состава административного правонарушения, им необходимо, если не демонтировать щиты, то как минимум перестать их эксплуатировать. На них не должна размещаться реклама.

Ссылка одного из присутствующих на акции на то, что договоры на установку и эксплуатацию рекламных щитов «пролонгировались автоматически» юридически несостоятельна. Пролонгация договора – это фактически заключение нового договора. А это возможно только по результатам торгов.

Из комментариев на сайте «Колючий Саров» видно, что генеральный директор ООО ГК «2 Аякса» А.М. Мочалов отказывается представить на обозрение документы, подтверждающие его слова о том, что есть все необходимые документы о правомерности эксплуатации рекламных щитов, ссылаясь на обязательство не разглашать конфиденциальную информацию. Но разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – публичный административный акт. Оно выдается на основании распоряжения администрации и не может быть конфиденциальными.

Действительно, на сайте администрации и в других открытых источниках мы не нашли никакой информации о документах, позволяющих ООО ГК «2 Аякса» и ООО «Ударник» законно эксплуатировать рекламные конструкции. Зато имеется решение арбитражного суда о том, что «на территории города Сарова ООО ГК «2Аякса» и ООО «Ударник» эксплуатируются 23 рекламные конструкции без разрешения, сроки действия разрешений по 22 конструкциям истекли 01.06.2012, по одной — 18.11.2011».

Отчаявшись найти правду у правоохранительных органов, саровские рекламщики решились на публичную акцию. В России есть подобные примеры, когда гражданские активисты самостоятельно борются с нарушениями закона. Это движение «Стопхам», на роликах которого в Интернете можно увидеть наших сограждан, нагло паркующихся в неположенных местах, и получающих за это большую наклейку на лобовое стекло. Есть движение Максима Марцинкевича, известного как «Тесак», благодаря которому выявлен не один десяток педофилов, в том числе из сотрудников госорганов. А благодаря проекту «Роспил» обычными гражданами выявляются нарушения при расходовании бюджетных средств.

К таким явлениям можно относиться по-разному, но игнорировать их уже не получится. Современное общество не позволит отмахнуться от него, привычно наплевав на законы. Для того, чтобы оно тебя поддержало, мало говорить о законности или незаконности чьих-либо действий. Нужно соблюдать закон самому, особенно, если ты кандидат.

 

Сергей Ермаков


Присоединяйтесь!