Советы по чтению книг без слов

Опубликовано 04.12.2014, автор .
Комментариев / просмотров: / 3072

Несколько отойдя от последовательности, хотелось бы снова вернуться к теме чтения малышей. По сути, эта публикация – ответ на вопрос родителей, который всё чаще задают нам, детским библиотекарям.

Сейчас в детской литературе наблюдается очень интересное явление: набирают популярность так называемые «графические книжки», то есть книги без слов, истории, написанные картинками.

Такие книги предназначены для активного совместного… даже не чтения, а творчества взрослого и ребёнка. Листая эти яркие, красивые книги с толстыми картонными страницами, можно находить персонажей, называть знакомые предметы, учиться новым словам, составлять простые предложения или даже настоящие рассказы, придумывать характеры и много чего другого.

Советуем обратить внимание на серию книг Ротраут Сузанны Бернер о жизни маленького городка. В серии есть книжки «сезонные» – «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга» и «Зимняя книга». А для тех, кто уже подрос – книжки-малышки, представляющие отдельных жителей городка, а также раскраски по мотивам историй в картинках.

Вот мнение психологов Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета: «Истории эти, безусловно, интересные. В них нет конфликтов, драк, нет явно положительных или отрицательных персонажей. Зато им свойственна поэтика повседневной жизни и забот, так или иначе связанных с временем года. Атмосфера доброжелательности, присутствующая в книгах, передаётся ребенку и усваивается им. Благодаря «серийности» данных изданий дети скоро начинают узнавать персонажей, персонажи становятся для них «своими», близкими. В то же время в картинках нет никакой сентиментальности или слащавости. Книжки пронизаны легким юмором и доброй иронией». Любая книга с пошаговыми иллюстрациями превращается для ещё не читающих детей в графическую сказку или графический рассказ.

 

Советы по чтению книг без слов

1. Удобно расположитесь так, чтобы быть на одном уровне с детьми. Слушатели книги без слов не просто внимают готовой истории, а активно помогают сюжету раскрываться во всей полноте, поэтому позвольте детям, в том числе физически, приобщиться к этому увлекательном процессу.

2. Прежде чем вы приступите к чтению, напомните себе, что ваша цель не рассказать детям историю, а придумать её вместе с ними. Если всё пойдёт успешно, дети будут рассказывать вам собственный сюжет!

3. Обсудите с детьми название книги. Что, по их мнению, оно означает? Предложите рассмотреть рисунок на обложке и угадать, о чём будет книга. Пусть дети объяснят, почему у них появляются те или иные предположения.

4. Если обложка книги имеет какие-то особенности (картинка на суперобложке отличается от картинки на переплёте, рисунки на форзацах), обсудите с детьми, не могут ли они служить намёками на сюжет или настроение книги. Вы ещё не начали читать, а дети уже увлечены разгадыванием книжных тайн. Дети понемногу готовятся к активному соавторству и совместным творческим находкам, которые их безусловно ждут впереди.

5. Для начала подойдёт самый простой вопрос: «Что вы видите на картинке?» Когда дети перечислят всё очевидное, спросите, что ещё они видят? Пусть у детей заработают интуиция и фантазия.

6. По ходу развития сюжета книги (разглядывания картинки и сочинения рассказа по ней) переходите к другим вопросам, например:

–  Как вам кажется, что чувствует герой?

–  Почему вы так думаете?

–  С вами такое когда-нибудь было?

7. В самые напряжённые или конфликтные моменты книги стоит спросить: «А вы что бы сейчас сделали?» Дети примеряют на себя ситуацию, в которой оказались герои, продолжение истории становится более интригующим. Изображайте удивление, даже если вам хорошо известна развязка.

8. Возможно, что во время «чтения» графической истории вам полностью придётся взять в свои руки бразды правления и самому придумать и рассказать историю. Не забывайте, что дети придумывают историю с вашей помощью и поддержкой. Когда же ребёнок придумывает что-то неожиданное и сногсшибательное, это вызывает глубокие эмоции и одухотворяет.

9. Наконец, и это нужно обязательно всё время держать в уме, не спешите. Если вам не надо читать напечатанный текст, то может возникнуть желание быстро и в двух словах пробежаться по страницам. Не поступайте так! Не лишайте себя удовольствия пережить самые душевные моменты чтения книги без слов – моменты, когда ребёнок придумывает свою собственную историю.

Считается, что книги, содержащие текст и картинки, более познавательны.  Учёные из университета Ватерлоо (Канада) провели эксперимент по выявлению преимуществ  книг без картинок и пришли к выводу, что когда родители с детьми составляют историю по иллюстрациям, они используют более богатую речь, чем если бы они читали книжку-словарь с картинками. Кроме того, составляя рассказ, родители предоставляют детям намного больше информации о том, что нарисовано, подключая фантазию и собственный опыт.

 

Материал подготовили сотрудники городской

детской библиотеки им. А.С.Пушкина

Светлана Александрова и Татьяна Плохотник

 


Присоединяйтесь!