Совет и контроль

Опубликовано 03.08.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 267

Важным аспектом управления многоквартирными домами является контроль за работой управляющих компаний. Закон предусматривает разные формы контроля. Какими они бывают и как ими могут воспользоваться собственники квартир – об этом наш материал.

Контрольный треугольник

Жилищный кодекс выделяет три формы контроля:
1) государственный жилищный надзор;
2) муниципальный жилищный контроль;
3) общественный жилищный контроль.
Из названий видно, кем осуществляется та или иная форма контроля. Государственным жилищным надзором занимаются органы госвласти, муниципальным контролем – органы местного самоуправления, а общественным – граждане.
О каждой форме подробно рассказывается в ст.20 Жилищного кодекса, но что сразу бросается в глаза – на муниципальном и общественном уровне речь идёт о контроле, а на государственном – о надзоре? В чём разница?
Надзор – более широкая функция. Это деятельность уполномоченных органов региональной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законов к использованию и сохранности жилищного фонда. Нарушений кем бы то ни было – органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также гражданами. Можно сказать, что государственный жилищный надзор – это тотальная контрольная деятельность госорганов за использованием и сохранностью жилфонда. Чего не скажешь о муниципальном жилищном контроле.
Муниципалитеты вправе организовывать и проводить на территории муниципального образования поверки соблюдения обязательных требований, установленных только в отношении муниципального жилищного фонда. Контрольные полномочия муниципалитетов распространяются лишь на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
В чём заключается общественный жилищный контроль закон, к сожалению, умалчивает. Мы попытаемся раскрыть его дальше, когда будем рассказывать о тех, кто непосредственно выполняет контрольные функции.

Контролёры
от власти
В Нижегородской области государственным жилищным надзором занимается специальная структура – государственная жилищная инспекция или, сокращённо, ГЖИ. Её руководитель является главным государственным жилищным инспектором Нижегородской области и назначается губернатором по согласованию с Минстроем РФ. Госжилинспекция располагается в Нижнем Новгороде, ул. Белинского, д. 110.
На местах ГЖИ представлена территориальными отделами. Саров входит в зону ответственности Арзамасского отдела ГЖИ наряду с Арзамасом, Первомайском и несколькими соседними районами. Найти отдел можно в Арзамасе на Комсомольском бульваре, д.9.
Муниципальный жилищный контроль на территории Сарова осуществляет департамент городского хозяйства (ДГХ). ДГХ располагается на четвёртом этаже здания горадминистрации на пр. Ленина, д. 20 А.
Контрольные полномочия и ГЖИ, и ДГХ реализуют в виде плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся по заранее утверждённому и согласованному графику, а внеплановые – по ряду причин, среди которых мы выделим обращения граждан.
Внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации.
В обращении в ГЖИ или ДГХ обязательно нужно указывать фамилию, имя и отчество автора и его контактные данные. Обращение не должно быть анонимным. В противном случае оно останется без внимания контролёров, и ваша попытка привлечь управляющую организацию к ответу не увенчается успехом.
По результатам проверки контролирующий орган вправе выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также составить протокол об административном правонарушении. Конечно, это происходит только в случаях выявления нарушений со стороны управляющей организации.
Внедрение лицензирования деятельности управляющих организаций, наряду с государственным жилищным надзором, вызвало появление лицензионного контроля. Эти две разновидности госконтроля схожи между собой, только за нарушение лицензионных требований управляющая компания может остаться ещё и без лицензии и не сможет продолжать работать.
В отношении «Центра ЖКХ», в отличие от частных управляющих компаний, контроль со стороны муниципалитета особенный, поскольку городская администрация является собственником предприятия. Как учредитель, администрация несёт ответственность за работу «Центра ЖКХ», поэтому предприятие постоянно контролируют.
Руководство «Центра ЖКХ» ежегодно отчитывается на балансовой комиссии, где оцениваются финансовые показатели и качество обслуживания.
Часто жители жалуются в прокуратуру, думая, что так эффективнее. Это заблуждение. По закону «О прокуратуре» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
На практике это означает, что если в прокуратуру поступит обращение о нарушении управляющей организацией жилищного законодательства, принятие мер реагирования, в связи с которым осуществляет специализированный госорган (в частности, ГЖИ), прокуратура должна направить такое обращение для рассмотрения в этот орган.
Поэтому направление обращения непосредственно в контролирующий орган позволит максимально быстро добиться восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Контролёры от граждан

Как мы уже отметили, об общественном жилищном контроле в законе мало что сказано. Отмечено лишь, что он может осуществляться в целях обеспечения прав и законных интересов граждан общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, советами многоквартирных домов и другими заинтересованными лицами в соответствии с законодательством.
На сайте Минстроя РФ указано, что общественный жилищный контроль осуществляется в следующих формах:
– мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;
– проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как по стране в целом, так и в рамках конкретного региона;
– оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде;
– проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов;
– формирование общественных рейтингов управляющих организаций;
– осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.
Прямо скажем, не густо. Да и полезность такой деятельности для решения конкретной проблемы конкретного дома не очевидна. А вот на что действительно стоит обратить внимание, так это на советы многоквартирных домов (советы МКД).
Построение отношений между собственниками помещений и управляющей компанией, в том числе контроля, с использованием совета МКД в последнее время набирает популярность. И это не случайно. Эффективность модели оценили как собственники, так и «Центр ЖКХ».
В чём заключается работа совета МКД, как его создать и чем может помочь «Центр ЖКХ» – расскажем в следующем номере.

Материал предоставлен МУП «Центр ЖКХ»


Присоединяйтесь!