Теория и практика красивого города

Опубликовано 19.06.2014, автор .
Комментариев / просмотров: / 2957

«Вот это да!», – восклицали мы когда-то, узнав от побывавших в Европе соотечественников о мытых с шампунем тротуарах. Затем выходили на унылую улицу, и наши лица принимали столь же унылое выражение. Остатки радости от того, что где-то по улицам приятно просто идти, потихоньку гасли. В голове появлялся вопрос: а почему у нас не так? Что нужно сделать для того, чтобы улицы Сарова сияли не только чистотой, но и радовали своим видом и удобством для прогулок?

На самом деле нужно не много. Главное – понимание того, что это наш город, и что сделать его красивым можем только мы сами.

«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», – так говорил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери. Конечно, его планета в разы меньше Земли, и прибраться на ней легко, но по сути сказано верно. Приводить в порядок пространство вокруг себя также естественно, как приводить в порядок себя. Нормальный человек никогда не выйдет на улицу, не умывшись и не одевшись опрятно (ну, разве что только в силу исключительных обстоятельств).

У хорошего хозяина чистота и порядок в доме, в огороде и в саду. То же можно сказать и о рабочем месте. На работе мы проводим основное время активной деятельности. А места, где мы работаем, являются теми точками, вокруг которых бурлит городская жизнь. Это социальные объекты, органы власти, крупные и мелкие предприятия, торговые центры и небольшие магазины, храмы и рестораны.

Пожалуй, самые распространённые публичные объекты в Сарове – это школы и детские сады. Но далеко не все из них имеют приглядную внешность. И ладно бы можно было сослаться на нехватку бюджетного финансирования, но нет. Денег в городском бюджете достаточно. А вот желания у руководителей муниципальных учреждений явно мало.

Судите сами. На улице Шверника есть детский сад №19 «Лучик» со знаменитой чеканкой на фасаде. Но часть самого фасада со временем стала непонятного размытого цвета, больше напоминавшего исправительное учреждение, чем детсад. Но посмотрите на него сегодня – фасад покрашен в легкие цвета розовых оттенков и вызывает только положительные эмоции.

Что произошло? По словам генерального директора компании «Эксплуатация и Сервис» Алексея Занина, обслуживающей детский сад, руководство муниципального учреждения вышло с инициативой в департамент дошкольного образования и городскую администрацию, где и нашло ожидаемую поддержку.

Облупленных и осыпающихся фасадов в Сарове, претендующем на эталон малого города, быть не должно. На главных улицах – так особенно. Выездная комиссия на месте оценила ситуацию, и средства на ремонт нашлись. Да, не обошлось без личного участия главы администрации Валерия Димитрова. Но в вопросе улучшения облика Сарова не грех обратиться и к главе.

Так, «по кирпичику», мы сделаем Саров действительно красивым. Хочется призвать руководителей других детских садов и школ последовать примеру детсада «Лучик». Не нужно бояться подобных инициатив. Благие начинания приветствуются и обязательно найдут поддержку.

У муниципалитета есть понимание необходимости таких шагов. Многие общественные пространства формируются вокруг объектов, находящихся в собственности предпринимателей. А их трудно мотивировать вкладывать деньги в улучшение внешнего облика, например, своей торговой точки и прилегающей к ней территории, если эти вложения напрямую не завязаны с получением прибыли в последующем. Ещё труднее это сделать, когда предприниматель может обоснованно заявить: «А вы сначала свои муниципальные объекты в порядок приведите! А там и мы подтянемся».

Кстати, сам муниципалитет тоже может похвастаться успехами в деле создания города, удобного для людей. Это и Театральный сквер с фонтаном, где приятно отдохнуть, и пешеходный бульвар по улице Некрасова, по плиточке которого хорошо гуляется.

Есть примеры, которые можно назвать промежуточными между муниципальными учреждениями и частными предприятиями. Это муниципальные предприятия и акционерные общества с участием муниципалитета.

Основных примеров здесь два: МУП «Товарная база» и ОАО «Телефонная компания Сарова» (ТКС). Отличие от ситуации с муниципальными учреждениями здесь в том, что средства городского бюджета не используются. Предприятия тратят только то, что зарабатывают сами.

«Товарная база» из серого складского комплекса, напоминающего декорации мистического триллера, превратилась в благоустроенное пространство для размещение производства и офисов. Газонная трава и декоративные растения делают нахождение человека в таком публичном пространстве даже психологически более комфортным. Тут же приютили скейтеров с импровизированным оборудованием для катания.

Наиболее ярким примером желания улучшить мир вокруг является территория КБО на улице Курчатова. Трансформация этого пространства началась в 2011 году с приходом нового руководителя предприятия, депутата гордумы Дениса Щербухи. Внешнее облагораживание (газонная трава, туи, декоративный заборчик) не ограничилось земельным участком ТКС: внимание было уделено так же прилегающей городской территории между КБО и Ледовым дворцом.

Оформление публичного пространства около КБО продолжилось созданием детского городка. Он не статичен и трансформируется в зависимости от времени года. Летом работает батут, зимой сооружаются горки для детей разных возрастов, снежные крепости, устанавливается ёлка. По инициативе предпринимателей около КБО работают несколько точек общественного питания, разворачивающих летом уютные веранды.

Существует «теория разбитых окон». Её сформулировали в 1982 году Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Согласно этой теории, если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнётся мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Теория нашла широкое применение на практике – сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Грузии, Южной Африки, Индонезии и т.д. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

Надеемся, что новый фасад «Лучика» ознаменует собой начало процесса стирания разного рода «некрасивостей» с лица Сарова, в который постепенно втянутся все горожане, независимо от рода занятий и политических убеждений. Порядок в городе зависит от нас точно так же, как порядок в собственной квартире и доме, где эта квартира расположена.

Если хочешь изменить мир, надо не репостить всякую ерунду в социальных сетях, а навести порядок у себя в голове, в квартире, в подъезде, в доме – и так далее по нарастающей. И тогда в Сарове будет так же хорошо и уютно, как на планете у Маленького, но очень ответственного принца.

 

 

Сергей Ермаков


Присоединяйтесь!