Убрать «колючку» из головы

Опубликовано 07.11.2013, автор .
Комментариев / просмотров: / 2566

 

23-24 октября в Центре поддержки предпринимательства состоялся первый бизнес-форум «ЗАТО 2.0. Возможности. Угрозы. Перспективы». На мероприятие были приглашены бизнесмены и чиновники закрытых городов Заречного, Железногорска, Лесного, Новоуральска,  Озерска, Сарова и Снежинска, предприниматели из Нижнего Новгорода и Дзержинска. В качестве модераторов форума выступили нижегородские бизнес-тренеры, а «гвоздём программы» стал ужин с экономистом Михаилом Хазиным.

 

Владимир  Александрович  Антонец

Генеральный директор ЗАО «Нижегородское агентство наукоемких технологий», профессор кафедры трансфера технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ведущий научный сотрудник Института прикладной физики РАН, профессор кафедры управления инновационными проектами Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доктор физико-математических наук, кандидат биологических наук, автор  более  150  научных  публикаций  в  области  физических  измерений,  биофизики  и  коммерциализации  технологий,  автор  учебных  пособий  по  инновационной  деятельности,  организатор  первой  (1993)  в  РФ  региональной  программы  поддержки  наукоёмкого  предпринимательства  «Нижегородский  центр  инкубации  наукоемких  технологий»  (около  200  инновационных  проектов).  Стажировался  в  области  коммерциализации  технологий  в  США  и  Европе. Руководил  консалтинговыми  и  образовательными  проектами  для  ОАО  «ГМК  «Норильский  никель»,  ОАО  «Полюс-Золото», ОАО  «РЖД»,  АНХ,  ННГУ,  Международного  научно-технического  центра  (МНТЦ), Государственного  фонда  содействия  развитию  малых  форм  предприятий  в  научно-технической  сфере  и  др.

 

Первым из приглашённых экспертов к участникам форума вышел  Владимир Антонец. В объявленном им конкурсе идей о том, как развивать ЗАТО, приняли живейшее участие и бизнесмены, и управленцы. Предложения были самые разные – от серьёзных, длинно и умно сформулированных, до бесшабашно-фантастических. После оглашения одних собравшиеся умолкали и задумывались, другие идеи вызывали дружный смех. Победитель конкурса в качестве приза получил бутылку шампанского. Улучив момент, корреспондент «ГС» побеседовал с Владимиром Александровичем. И первый вопрос касался того, как собравшаяся аудитория воспринимает информацию, предлагаемую бизнес-тренерами?

–  Я думаю, что на интеллектуальном уровне – 100% , а эмоционально – по-разному. Жизнь меняется, возникают какие-то новые вещи, которые со старым не совместимы. Пока из увиденного и услышанного стало ясно, что люди не хотят брать на себя ответственность, и в них «сидит» обида, что они столько сделали, а теперь «всем на них наплевать». Мой покойный отец, отсидев в тюрьме 10 лет,  получил предложение ехать в Саров. Но поскольку он понимал, что такое охраняемый периметр, отказался. Это стоило ему ещё 10 лет скитаний, потому что были запреты на те места, где можно жить. Человек, привыкший к «забору», невольно переносит его к себе в голову. И это очень мешает.

 Сегодня здесь это чувствуется?

– Я ощущаю это всегда очень остро. При первом посещении Сарова я был просто в шоке. Лежал больной от поразительного контраста интеллектуального уровня и эмоционального восприятия. Люди быстро абсолютно всё понимают, всё схватывают, но принять решение не могут, сопротивляются.

 Общаясь с новой аудиторией, какими приёмами Вы пользуетесь?

– У меня один очень простой приём. Когда я разговариваю с людьми, на первое место ставлю не содержание беседы, а сохранение вменяемости. Состояние собеседника должно быть таким, чтобы Вас слушали и думали над тем, что Вы говорите.

– Вы приехали в Саров с готовыми рецептами? Или рекомендации будут выработаны в ходе форума?

– У каждого бизнеса свои проблемы, они очень разнообразны. Но общая проблема, которую мы здесь видим – это неверная расстановка порядка ценностей. Если Вы говорите о бизнесе, клиент – это самое главное, что есть. Нет клиента, который платит деньги, – нет бизнеса. Здесь есть очень важная ломка, особенно у того человека, кто выходит из образованной среды. Он должен работать на людей, которые в этом статусе гораздо ниже. Они менее образованы, у них простые потребности. И вот, будь он хоть лордом, но если он торгует пивом, придётся делать такое пиво и так его упаковывать, как любят мужики, которые смотрят футбол и лузгают семечки.

Учёным людям это очень трудно пережить. Тем более что не все потребности, которые мы видим на рынке, действительно являются рациональными, полезными в глубоком смысле. Но мы вынуждены считаться с тем, что наш клиент считает важным. Если мы хотим торговать, должны сделать то, что нас просят.

–  Бизнес-сообщество закрытых территорий привыкло думать, что оно какое-то особенное.

–  Это оправдание, и это неправда. Тот, кто живёт «за колючкой», привык к существованию забора, который его охраняет, но вместе с тем и портит.  «Забор» делает человека нереалистичным. Есть такое противоречие. Я не исключаю, что представление о разумных потребностях у здесь сидящих людей более верное, чем у людей, которые просто покупают что-то на рынке. Но общеизвестно, что потребительский рынок, где люди покупают товары и услуги для решения своих нужд и проблем и  для реализации желаний – нерациональный.

–  Значит ли это, что его нельзя просчитать?

– Вовсе нет. Но вы не можете здесь опираться на здравый смысл. Вы должны опираться на факты и понимание реакции потребителей. Нравится она вам, не нравится, но если эта реакция есть, она определяет, чем вам торговать. Это психологически очень трудная вещь. Я считаю, что люди здесь умные, поймут. Но необходимо ещё и проникнуться.

– Есть ли у Вас для Сарова какой-то общий рецепт?

– Мы консультанты. Но все мы работаем на разных уровнях. Я обычно работаю с наукоёмкими проектами, это моя специальность. На мой взгляд, в здесь мы имеем дело с огромными ментальными проблемами. Необходимо существенное изменение общего фона. Мои коллеги работают по-другому, они более конкретные консультанты. Но и они меняют общий фон, в конечном итоге, поскольку огромная масса людей проходит через их тренинги.

– Конкретных рецептов, значит, нет?

– Это тема другой беседы, речь идёт о долговременном развитии, вот это нужно обсуждать. Дело в том, что систему в Сарове быстро изменить нельзя. Хорошо что пришло понимание необходимости перемен.

– Как Вам видится, через какое время могут произойти изменения?

–  Это зависит от того, как население будет реагировать и кто проявит активность. Я знаю, что у вас провалилась организация кластера. Почему так получилось? Ответ очень простой. Кластером является совокупность таких бизнесов, у которых один и тот же конечный клиент. Тогда это кластер. Например, купили вы автомобиль. Сопутствует ещё наличие массы транзакций. Машину  надо где-то хранить, получать номера, покупать колёса, проходить техосмотр и т. д.  Кластер – это такая штука, когда я заплатил за машину деньги, и это означает, что я снял все мои проблемы. Все сразу. Ремонтирует один, шины хранит другой, стоянки делает третий, бензином обеспечивает четвёртый. Вот эта совокупность бизнесов, где у каждого своё положение и взаимозависимость (кто же будет покупать бензин, если нет машин?). Таким образом, должен быть общий конечный пользователь. И поскольку любая услуга – комплексная,  она позволяет создать много бизнесов.

Приведу для примера два классических совершенно кластера. Первый – Голливуд. Там есть совокупность всех бизнесов, которые позволяют снять фильм. Сценаристы, актёры, декораторы, техники, учителя и т. д. Я в Голливуде был и понимаю – это идеальный кластер. Заметили, какие длинные титры в конце голливудских фильмов? О чём это говорит? Очень много участников, вклад каждого признаётся, и каждый заработал деньги.

Другой идеальный кластер – горнолыжный европейский туризм. Вы заплатили деньги за путёвку, пришли в аэропорт, вас там встретили, довезли до гостиницы, выписали пропуск на подъёмник, автобус до него довёз, вы питаетесь, при этом всём вы не помните ни одного лица ни одного  человека, который вас обслуживает. Почему? Потому что «само всё работает». Кто-то пилотирует самолёт, кто-то готовит вам еду, кто-то стирает бельё… Вот это и есть кластер, потому что есть общий конечный пользователь – горнолыжник.

– Снимать фильмы мы вряд ли соберёмся, да и гор вокруг не наблюдается… Какие перспективы у Сарова?

– На мой взгляд, Сарову требуются внешний аудитор, который беспощадно трезвым взглядом, безжалостно, как доктор, поставил бы диагноз. Есть технологии. При правильной организации таких собраний в несколько мероприятий можно было бы выработать генеральную линию. Это в нынешней терминологии называется форсайт. З аинтересованные люди договариваются о видении будущего и о способах его достижения. Тогда, когда вы делаете своё дело, вы не сталкиваетесь с неожиданными проблемами. Они все выясняются в момент согласования.

Форсайт (от англ. Foresight – взгляд в будущее, предвидение) –  инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Ф. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики. (http://ru.wikipedia.org)

Из предложенных аудиторией вариантов, что должно появиться в Сарове, мне нравится идея университета. Хорошая природа, наличие большого объёма знаний, хороший старый бренд. Я бы поступил таким образом. Поехал бы в Лос-Аламос, договорился бы о том, что мы вместе создаём университет. Для всех университетов сейчас существует электронное пространство. В электронном пространстве лежат все курсы, которые изучаются. Будет общий фон с Лос-Аламосом, международный университет. По определению, жители Сарова живут в большом мире, а не в ЗАТО. В такой университет поехали бы люди, которых можно учить физике, математике, программированию. Можно найти территорию рядом с городом, если встанет вопрос закрытости. Университет предполагает большую инфраструктуру, обслуживающую его. Питание, здоровье, развлечение, бытовые услуги. Вашего города ещё и не хватит, чтобы за всем следит. Образование – вещь вечная. И ещё хорошо тем, что приехали молодые, отучились, кто-то остался, остальные уехали, приехали новые. У города уменьшится средний возраст. Поэтому высококачественное и не дорогое образование может стать одной из фишек Сарова. Понижение стоимости образования может произойти как раз за счёт использования электронных ресурсов.

– Спасибо за интересную беседу. Как вы оцениваете организацию бизенс-форума?

– Нормально, такие мероприятия тоже нужны.

Беседовала Анна Шиченкова

 


Присоединяйтесь!