Фестивальное лето

Опубликовано 22.06.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 272

Каково это, приехав с одного ответственного фестиваля, сразу окунуться в организацию другого, домашнего? Сегодня в гостях у «ГС» директор Саровского драматического театра Марина Першина. Строго говоря, это мы отправились в гости к Марине Владимировне, поскольку человек она очень занятой.

– Марина Владимировна, расскажите о вашей поездке в Тобольск на Фестиваль театров малых городов России. Насколько он значим для театрального сообщества?
– Рассказ о фестивале стоит начать с того, что он проводится уже в 15 раз, проходит под патронатом Министерства культуры РФ, Театра наций, при поддержке коммерческих структур, которые вкладывают в это мероприятие приличные средства. Фестиваль театров малых городов России имеет высокий рейтинг, фактически, это «Золотая маска» для провинциальных театров. В этом году он проходил в Тобольске с 25 мая по 3 июня.
– Значит, отобраться на него сложно? Саровский драмтеатр впервые попал в число участников?
– Стать участником фестиваля и сложно, и почётно. Для нашего театра это не первый опыт, но каждый раз отбираться всё сложнее. В этом году было подано более 350 заявок на участие, а отобрали лишь 15 театров. Можете себе представить, какая это ответственность, степень доверия и интереса к нашему театру.
– Тобольск, где проходил в этом году фестиваль – не ближний свет. Почему для проведения фестиваля был выбран этот сибирский город? Сложно ли было добираться до него?
– Площадку для проведения фестиваля всегда выбирает оргкомитет, она меняется из года в год, иногда мероприятие проводят в одном и том же месте несколько лет подряд. Тобольский театр имеет богатую историю, это один из первых театров, появившихся в Сибири. Генеральным спонсором фестиваля в этом году выступил крупнейший нефтехимический холдинг России «Сибур», а Тобольск – один из городов присутствия холдинга.
Добирались до Тобольска мы долго и сложно, если честно: актёры ехали на поезде, а декорации доставляли фурой.
– Как вас приняли? Какие впечатления остались от города Тобольска и фестиваля в целом?
– Приняли хорошо, впечатления разные, в основном, позитивные. Фестиваль, культурная программа, проживание и питание были организованы на «отлично». Город же вызвал неоднозначные эмоции. Очень интересная историческая часть Тобольска, для участников фестиваля были организованы экскурсии, погода, правда, подвела. Но надо сказать, мы заметили, что люди живут бедновато, город не такой ухоженный, как Саров. После поездки, думаю, члены саровской делегации, особенно молодые, станут больше ценить наш город.
Вообще же, сама атмосфера данного мероприятия – уникальна. Необычайно высок уровень жюри: в его составе – ведущие театральные критики России, знаменитые артисты. Фамилии критиков читателям вряд ли что-то скажут, зато не нужно объяснять, кто такие Ольга Остроумова и Авангард Леонтьев. Художественный руководитель фестиваля – народный артист РФ Евгений Миронов.
Нам важно было понять, чем живёт театральная Россия, какие тенденции сейчас наблюдаются, кто и что ставит; увидеть мне, как руководителю, интересные режиссёрские работы, чтобы в будущем, возможно, пригласить режиссёра на постановку.
– Много зрителей приходило на конкурсные показы?
– Данный фестиваль славится тем, что в большей степени он проводится не для зрителей, а для творческих коллективов провинциальных театров. Помимо основной программы (показы спектаклей и их разборы) в Тобольске была организована настоящая творческая лаборатория по разным направлениям, отдельно для артистов и для руководства театров. Основную массу в зрительном зале также составляли наши коллеги. Задача мероприятия – расширить кругозор участников, познакомить их, дать возможность обменяться способами решения различных проблем, характерных для всех театров малых городов. Важным условием участия в Фестивале являлось то, что люди должны проживать там в течение всего периода проведения фестиваля, это 10 дней.
– Мы знаем, что Саровский драмтеатр повёз на фестиваль спектакль «Сбитый дождём», один из любимых у саровского зрителя. Оправдались ли ваши ожидания в плане его оценки?
– Как я уже говорила, само участие в фестивале довольно почётно. Конечно, хотелось показать свою работу и получить одобрение жюри, иначе, какой смысл отправляться в столь дальнее путешествие? В то же время, мы понимали, если ты не принимаешь участие ежегодно, не ставишь спектакли именно под фестиваль (а это – особая программа), рассчитывать на высокие награды сложно. Постановки, «заточенные» под фестиваль сегодня очень специфичны. Наш спектакль, с которым мы поехали, сделан и для зрителей, и для критиков. Мы не стали лауреатами конкурсной программы, но огромной наградой была оценка коллег, сидевших в зале. Многие из них в финале спектакля плакали. А это, поверьте, дорогого стоит. Артиста, выходящего на сцену, знающего всю театральную кухню, сложно «расколоть». И несмотря на то, что наград нам не досталось, Саровским драматическим театром заинтересовались. Сейчас мы уже получаем приглашения на участие в других фестивалях.
– Что из работ коллег впечатлило больше всего?
– К сожалению, всё посмотреть не получилось. Из того, что видели, самое яркое впечатление оставил спектакль «Ревизор» Русского драматического театра «Мастеровые» из
г. Набережные Челны, режиссёр Денис Хуснияров. Динамичная, яркая и смелая постановка, где-то даже провокационная. Так, например, Добчинский и Бобчинский в ней предстали в образе Пушкина и Гоголя, а играли их вообще женщины. Не всем это пришлось по душе, кстати.
– Если подводить итог поездки, насколько участие в фестивале было полезно для Вас и для артистов театра?
– Считаю, что чрезвычайно полезно и для артистов, и для технического персонала, и для меня, как руководителя. Мы, в силу особенности нашей территории, «варимся» в своём соку. А для творческого человека, не говоря уж о театральном коллективе, это очень плохо. «Замыливается глаз», пропадает стимул к развитию, поиску чего-то нового. Поэтому театру совершенно необходимо иногда встряхнуться, испытать полезный стресс, послушать мнение со стороны, почувствовать и прочувствовать себя как значимую единицу большой театральной истории.
Продолжение следует…

Беседовала
Анна Шиченкова


Присоединяйтесь!