Фобии, тачки и обмен опытом

Опубликовано 24.10.2013, автор .
Комментариев / просмотров: / 3216

Осень (а точнее конец сентября – октябрь) – традиционное начало нового политического сезона. Это наблюдается и в России, и в Америке, и во Франции и в других странах. В Америке «закрылось» правительство, во Франции появился новый крупный регион «Большой Париж», включающий столицу с пригородами. В России тоже много чего произошло. Саров не отстает от мировых тенденций, а Франция ему в этом помогает.

 

Кластер: из Сарова в Париж

 

Каким образом помогает? Не удивляйтесь, всё очень просто: во Франции периодически проводятся различные международные мероприятия с кучерявыми названиями, а Саров в них участвует. Это не значит, что все почти 100 тысяч саровчан – раз! – и поехали во Францию на какой-нибудь саммит. Нет. Это делает специально предусмотренное на этот случай должностное лицо – глава города.

На сайте городской думы мы узнали о двух таких событиях. Первое прошло 30 сентября и имело сложное название «ХХ сессия Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам». Одна из тем форума горожанам знакома точно: сотрудничество в области инноваций с участием представителей (внимание!) территориальных инновационных кластеров.

Вот и волнующий Саров аспект! Давно не секрет, что «кластер» в Сарове не задался. А материала накопилось предостаточно: аналитика, доклады, презентации красивые. Не пропадать же добру. В Сарове слушать никто не будет, а французам в новинку. В общем, знают они теперь, как развивается Саровский инновационный территориальный кластер.

 

Фобии

 

Кто хотя бы раз вдохнул пьянящий воздух Монмартра, никогда не упустит возможности сделать это еще раз. Тем более, если случай подвернулся подходящий. Делегация руководителей закрытых городов «Росатома» посетила французский регион Нижняя Нормандия (на сайте саровской думы указана «Западная Нормандия», но во Франции такого региона нет), где пробыла с 6 по 10 октября. Цель самая благая: обмен опытом с муниципалитетами территорий, на которых расположены объекты ядерной энергетики Франции.

Каким опытом российские атомные градоначальники обменялись с французскими коллегами неясно. Не раскрывают этой тайны и скупые строки интервью саровского главы. Понятно, что вопрос развития закрытых территорий волнует и глав этих территорий, и население. Понятно и то, что для саморазвития территории необходимо смягчение режимных требований, необходимое для инвесторов, которые не просто хотят вложить деньги. Они еще хотят видеть, как деньги работают, и контролировать их освоение. Если режим оставить как есть или еще больше ужесточить, то требовать от ЗАТО развитие за счёт внутренних ресурсов глупо. Единственным рычагом их развития в таких условиях становятся повышенные финансовые вливания извне: из федерального бюджета и бюджета госкорпорации «Росатом». Сами они никогда не заработают.

В этом смысле странно звучат слова саровского главы: «Нашим городам нужен новый импульс, а для этого необходимо понять как организовано финансирование местного самоуправления в тех странах, где есть ядерная энергетика». Ну хорошо, поняли мы, как организовано финансирование у них. Но если мы сделаем так же, но в недостаточном количестве, то эффекта всё равно не будет. Важен не вопрос «как», важен вопрос «сколько».

Нельзя бездумно подгонять отношения, складывающиеся внутри российского общества, под финансовые шаблоны Европы. Каждый новый день доказывает нам, что всё меняется с фантастической скоростью. В том числе финансовые и политические системы, изменение которых влечет изменение правил их работы. И то, что население французских провинций борется за право размещения на их территориях атомных станций, еще не основание для населения российских регионов не протестовать против того же. Вполне вероятно, что «никаких вопросов, связанных с радиофобией или протестными настроениями (в связи с размещением АЭС – прим.ред.), в этих муниципалитетах нет», как сказано в интервью саровского главы. Но и вопросов, например, с регистрацией однополых браков там теперь тоже нет. 18 октября Конституционный суд Франции обязал мэров французских городов регистрировать союзы однополых пар. Хорошо, что наш глава к этому времени из Франции уехал, и мы не получили в качестве примера «правильного» населения то, которое «не страдает» гомофобией и «протестными настроениями» на этой почве.

 

Тачки

 

Не сразу, но, опять же, к новому политическому сезону городская дума получила в распоряжение новенький автомобиль «Toyota Camry». Первый объявленный аукцион не состоялся: участвовавший на тот момент в выборах мэра Москвы Сергей Митрохин пожаловался на неверно составленную документацию в антимонопольную службу, которая тендер отменила. На первый взгляд странное появление фигуры главного «яблочника» в процессе незначительной муниципальной закупки вполне объяснимо. У Митрохина был крайне низкий рейтинг, и чтобы хоть как-то его поднять, митрохинские политтехнологи попытались сделать из него ярого борца с «распилами и откатами» и разослали куда только можно жалобы на всё и вся.

После устранения недостатков в аукционной документации торги всё-таки прошли. В итоге муниципалитет приобрёл 2 автомобиля «Toyota Camry» по 1,3 млн. рублей каждый. Цена эта приемлема, причём даже с точки зрения противников действующей власти. Основанный известным оппозиционером Алексеем Навальным «Фонд борьбы с коррупцией» выступил с проектом закона, которым предложил ограничить закупку автомобилей чиновниками суммой в 1,5 млн. руб. Стоимость приобретённых городской властью машин меньше этого предела.

Здесь вопрос в другом. Эти машины пошли на замену транспорта главы города и главы администрации. Первые лица Сарова ездили на автомобилях той же марки, купленных еще в 2005 году. Странно, но при видимой разнице в интенсивности эксплуатации, износ у «Тойот» примерно равный.

Как и новые, те машины были закреплены по одной за думой и администрацией. «Тойота» администрации эксплуатировалась нещадно. Стоит посмотреть еженедельный план работы главы администрации и становится понятно, что успеть сделать всё намеченное без нормальной машины невозможно. А видел ли кто-нибудь еженедельный план работы руководителей городской думы? Вряд ли. По простой причине: его нет. А наезженные тысячи километров на служебном автомобиле есть.

У заместителей председателя думы есть своя служебная машина, во Францию на муниципальной машине не поедешь, а километраж растёт. За счёт чего? Объективно пробег у думских машин должен быть в разы ниже, чем он есть. А то, что мы наблюдаем, говорит о том, что есть секретные думские планы работы, плотность которых не уступает планам администрации, или о том, что машины эксплуатируются думскими руководителями в личных целях. Иначе как объяснить их желание получить новенькую иномарку «как у администрации», а не приобрести что-нибудь поскромнее?

 

«А у нас всё по-старому…»

 

Здесь мы возвращаемся к вопросу эффективности бюджетных расходов саровской думы. Даже поверхностное наблюдение приводит к выводам, что думское руководство старается жить «кудряво».

Мы уже писали о непомерно разросшемся штате думского аппарата. Как оказалось, рост не остановился: недавно из газет горожане с удивлением узнали о появлении в думе нового «советника по инициативным проектам». Оказывается жители города никак не могут наладить взаимодействие с административными структурами. И как мы жили все эти годы – непонятно. А вот новый «инициативный советник» (из ВНИИЭФ, кстати, парень, только там такие) нам наконец-то поможет. Сведёт власть и народ в конструктивном диалоге.

Помимо штата у наших читателей появился вопрос и к командировочным расходам. Нет претензий к командировкам, которые на благо Сарова. Говоря чиновничьим языком «для решения вопросов местного значения». Но какие вопросы местного значения по два раза в месяц нужно решать во Франции, мне лично тоже не понятно. И таких командировок под вывеской «обмена опытом» и прочего «сотрудничества по вопросам инноваций» наезжено, похоже, немало. «Голос Сарова» продолжит вести журналистские расследования по волнующим горожан темам. А то кто знает, на какое решение Конституционного суда Франции нам станут кивать после очередного посещения Европы для «обмена опытом».

 

 

Сергей Ермаков


Присоединяйтесь!