Хотели как лучше

Опубликовано 28.07.2016, автор .
Комментариев / просмотров: / 715

Мы часто слышим, что малый и средний бизнес составляет основу российской экономики. Что государство прикладывает все усилия для создания условий, благодаря которым предпринимательство будет развиваться невероятными темпами. В этом направлении принимаются иногда очень неплохие законы, но зачастую они так и остаются пустыми декларациями.

Объясним на примере. Ежегодно Всемирный банк публикует Doing Business Report. Это исследование, оценивающее простоту осуществления предпринимательской деятельности в 189 странах на основе 11 индикаторов. В докладе оцениваются нормативные акты, регулирующие деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядок их применения на практике.

Исследование проводится по 10 показателям, первым из которых является лёгкость процедуры регистрации бизнеса – предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Время, затрачиваемое на регистрацию, учитывается в качестве одного из ключевых параметров этого индикатора.

До недавнего времени действующий в России закон о регистрации юридических лиц и предпринимателей предусматривал совершение этого действия в течение 5-ти рабочих дней. Для сравнения: регистрация бизнеса в Англии занимает от 2 до 4 недель, в Лихтенштейне и Нидерландах – 2-3 недели. Открытие бизнеса в Грузии займёт 2 дня, а в Беларуси и Казахстане – 1 день.

При этом стоимость открытия компании составляет от 2 (Кипр) до 14 (Нидерланды) тысяч евро. У нас при регистрации платится госпошлина в сумме 4 тысячи рублей.

По сравнению с большинством европейских стран установленный в России 5-тидневный срок выглядит прогрессивным. По истечении 5-ти рабочих дней после сдачи комплекта документов в местную налоговую инспекцию предприниматель получал на руки свидетельства о государственной регистрации фирмы и постановке её на налоговый учёт; к этому моменту компания уже стоит на учёте во внебюджетных фондах.

Российское правительство неоднократно высказывалось и высказывается о необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно с ним государство связывает надежды на экономическое развитие. По заявлению губернатора Тульской области Владимира Груздева, к 2020 году доля малого и среднего бизнеса в российском ВВП должна составить 45-50%; сегодня эта цифра равна 21%. Чаще всего звучат заявления об устранении избыточных административных барьеров, препятствующих работе действующих и созданию новых бизнесов.

Повышение места России в соответствующем рейтинге – приятная дополнительная «плюшка» к реально осуществлённым реформам. В рейтинге «Индекс лёгкости ведения бизнеса» наша страна поднялась с 92-го в 2013-том году до 51-го в 2016-том. Этому поспособствовали прошедшие в прошлом году изменения законодательства, благодаря которым срок регистрации нового бизнеса в России стал ещё короче. Теперь он составляет 3 рабочих дня.

Но так ли всё радужно на практике? На самом деле нет.

До недавнего времени саровчанин, решивший создать собственный бизнес, нёс документы в нашу налоговую инспекцию и примерно через неделю получал готовые свидетельства и устав. К тому же процедуру облегчало довольно дружелюбное отношение сотрудников инспекции, готовых прийти на помощь, указать на допущенные ошибки.

В конце марта текущего года стало известно о создании в Нижегородской области Единого регистрационного центра, которому переданы функции по регистрации юридических лиц и предпринимателей сначала всех районов Нижнего Новгорода, а затем и всех районов и городов Нижегородской области.

На практике это означает, что для регистрации бизнеса в установленный законом 3-хдневный срок саровчанину нужно поехать в Нижний Новгород на улицу Фрунзе, дом 7. Ладно из Сарова, а от Шахуньи, например, до Нижнего 264 километра. Что и говорить, убрали административный барьер, упростили жизнь предпринимателю.

Справедливости ради, следует сказать, что в областной центр можно не ездить. Сдать документы можно и в Сарове, и в Шахунье. Для этого есть МФЦ – многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Правда есть небольшое «но»: срок регистрации предприятия в этом случае составит 15 рабочих дней. В пять (!) раз больше срока прописанного в законе.

Можно сделать всё и через Интернет. Но сегодня усиленной электронно-цифровой подписью обладают единицы граждан. Мы ещё привыкли жить по старинке, доверяя только «бумажкам».

Сегодня, когда мир стремительно меняется, каждый день для предпринимателя может оказаться «золотым». Пока новый Стив Джобс в Америке или России облекает прорывную высокотехнологичную идею в формальную конструкцию бизнеса, какие-нибудь ушлые китайцы успевают её украсть и наладить серийное производство.

Потеря даже одного дня может стоить миллионы, поэтому направленное на «облегчение» жизни новшество большинство предпринимателей встретили с негативом. Да, формально дан выбор: или за 3 дня, но почти за 200 километров с сопутствующими транспортными расходами, или без дополнительных затрат, но за 15 дней. Причём когда документы подаются в налоговую, специалист на приёме сразу может указать на допущенные ошибки, что позволит избежать потери госпошлины в случае отказа в регистрации. Работники МФЦ такими специалистами не являются, их задача – принять документы, отвезти их в Нижний Новгород, привезти результат обратно и выдать его заявителю.

Приведённый случай наглядно демонстрирует, какие формы приобретают на местах прогрессивные реформы федерального правительства. Отличная задумка в реальности превращается в очередную дубинку, ощутимо ударяющую по предпринимателям и напрочь отбивающую охоту создавать что-то новое.

Никто не будет делать ставки в игре, правила которой постоянно меняет по своему усмотрению один из игроков. Вряд ли серьёзный предприниматель будет строить завод или торговый центр на земельном участке с арендной платой в 500 тыс. рублей, зная, что через пару лет ему придется платить в 5 раз больше. Но такие вещи, к сожалению, случаются повсеместно. Как правительство будет выполнять поставленную Путиным задачу по выводу 30 миллионов россиян из тени, когда на этой заваленной глыбами непонятных требований дороге возводятся всё новые барьеры?

Без стабильности правил и незыблемости институтов, таких как право собственности, налоговая система, градостроительные регламенты, развитие малого и среднего предпринимательства невозможно. Нужен контроль точного исполнения решений федерального центра на местах в соответствии с теми целями, ради которых они принимаются, а не в соответствии с представлениями какого-то регионального чиновника, направленными на облегчение его работы.

Возможно правительству не хватает обратной связи. Отсутствие эффективной коммуникации с теми, для кого осуществляются реформы, создают иллюзию успешности их реализации. Таким каналом связи предпринимателей с федеральным центром вполне может стать сеть уполномоченных по защите прав предпринимателей во главе с бизнес-омбудсменом при президенте. Только когда власть действительно будет слышать предпринимателей и оперативно решать действительно важные для них проблемы, возможен тот экономический рост, которого все мы так давно ждём.

 

Сергей Ермаков


Присоединяйтесь!