Четвёртые врата

Опубликовано 28.03.2013, автор .
Комментариев / просмотров: / 3193

О необходимости строительства объекта, известного сегодня как «дорога на Север», еще в конце августа 2007 года заявил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев на заседании областной антитеррористической комиссии. Главой Сарова в то время был Александр Орлов, и дорога никак не связывалась с Саровским инновационным кластером. Главной задачей, которая двигала главой города и губернатором, стало обеспечение эвакуации населения города на случай возникновения чрезвычайной ситуации на территории ЗАТО.

Тогда о создании Саровского кластера речи не шло. Было чёткое понимание объективной необходимости дополнительного пути эвакуации. Бесконечные автомобильные очереди на КПП-3 в садово-огородный период, крайне низкая пропускная способность КПП-1 и КПП-5 и сегодня дают серьезный повод для беспокойства. Тем не менее, реализация этого проекта затянулась более чем на 5 лет.

Сложность ситуации, вызвавшая затяжку сроков строительства, состоит в необходимости согласования интересов трех субъектов: Нижегородской области, Сарова и ВНИИЭФ. В этом смысле «дорога на Север» оказалась непростым проектом на стадии определения исходных позиций. То есть тех условий, которые необходимы для начала проектирования. И камнем преткновения оказалась связующая точка – КПП-4.

Правительство Нижегородской области отвечает за часть дороги, которая пойдёт от периметра по территории области. Здесь задержка сыграла нам в какой-то степени на руку. Если первоначально планировалось, что область строит дорогу до Кремёнок, то сейчас предполагается её продолжение до Суворова или Глухова.

Зоной ответственности муниципалитета Сарова определена дорога к периметру по городской территории.

Зоны ответственности области и города сходятся в точке, за которую отвечает ВНИИЭФ. Это КПП-4, элемент охранной инфраструктуры, отвечающей за безопасное функционирование объекта. Понятно, что ни город, ни область не могут начать проектирование дороги, не имея координат места соединения её «областной» и «городской» частей. Позиция Ядерного центра в этом вопросе оказалась изменчивой.

Изначально местом расположения КПП-4 был определён внешний угол периметра (см. схему). Эта точка идеально подходит для размещения КПП в условиях присоединения к Сарову дополнительных земель с северной стороны. Чего не скажешь о том месте, которое по сообщениям саровских СМИ, определено совсем недавно, уже в 2013 году. Это внутренний угол периметра (красная точка на схеме).

 

 

Принятое решение о дислокации нового КПП породило мнение, что присоединяемые северные территории будут открытыми. Об этом, например, со ссылкой на заместителя главы администрации Сарова Радика Назмутдинова сообщил еженедельник «Саров24». Мнение интересное, тянет на сенсацию, но оно не единственное.

Что движет ВНИИЭФ при выборе точки размещения КПП-4? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что же такое РФЯЦ-ВНИИЭФ с точки зрения экономики. ВНИИЭФ – это коммерческое предприятие, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Прибыль, а не благотворительные социальные и инфраструктурные программы. Одним из инструментов увеличения прибыли является снижение затрат. С этой точки зрения, строительство КПП-4 в заново определённом месте указывает на то, что ВНИИЭФ не планирует тратиться на устройство охраняемого периметра («колючки») вокруг северных территорий.

Из этого, безусловно, можно сделать вывод о том, что новые саровские территории будут открытыми. Но можно сделать и еще одно предположение.

А будут ли границы Сарова расширены вообще и в направлении севера в частности? Нет ли ощущения, что затраты на содержание «колючки» давно не являются для ВНИИЭФ приоритетными? Почему-то Институт не хочет ремонтировать, а тем более реконструировать давно устаревшие обветшалые КПП, которые выполняют по сути роль «городских врат» и за которые стыдно перед гостями Сарова. Возможно, это чисто экономические соображения, а возможно «колючка» со всеми КПП скоро станет не нужна для функционирования объекта.

 

Сергей Ермаков


Присоединяйтесь!