Большой разговор с президентом

Опубликовано 12.01.2017, автор .
Комментариев / просмотров: / 3483

В конце декабря 2016 года состоялась традиционная ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина. Её называют «большой» из-за огромного числа участников. О реальных масштабах встречи президента с журналистами и некоторых тонкостях её организации рассказывает главный редактор «ГС» Алексей Волгин.

О том, что на встрече с журналистами сказал Путин, известно всем и добавить тут нечего. А то, как организовано мероприятие, мне показалось интересным и достойным рассказа нашим читателям.

Аккредитация на пресс-конференцию открылась во второй половине ноября. Сообщение об этом появилось на официальном сайте президента и по СМИ прошла новость: ежегодная встреча Путина с журналистами состоится 22 декабря.

Тогда ещё никто не знал, что международная политика вмешается в планы главы российского государства, и дату сдвинут на день – на 23 декабря. Вечером 19 декабря 22-летний Мевлют Мерт Алтынташ в Центре современного искусства в Анкаре убил посла России в Турции Андрея Карлова. Церемонию прощания с послом, в которой принял участие президент, назначили как раз на 22 декабря. Это и послужило причиной переноса мероприятия.

На пресс-конференцию было аккредитовано 1437 человек. Это рекордная цифра. В 2015 году она составила 1392 человека. Для сравнения, в 2001 году были аккредитованы менее 600 журналистов.

При таком числе участников шанс задать вопрос президенту оказался нулевым. Ни мне, ни представителю радио «Говорит Саров» Роману Алейнику в этой лотерее не повезло, а других участников из Сарова на встрече не было.

Пресс-конференция, конечно, не Олимпиада, но к её организации администрация главы государства подошла не менее серьёзно. Мероприятие проходило в Центре международной торговли (ЦМТ) на Краснопресненской набережной, совсем рядом с Домом Правительства РФ.

От станции метро «Выставочная» до ЦМТ журналистов доставляли на тонированных микроавтобусах-шаттлах. Причём для их выезда на проезжую часть Краснопресненскую набережную перекрывали сотрудники ГИБДД. Это волнующее чувство, когда ради твоего беспрепятственного проезда перекрывают улицу в Москве. Такой аттракцион «Почувствуй себя большим чиновником».

Но лёгкая пыльца чиновничьей спеси моментально слетела, когда мы вышли из шаттла и попали в длиннющую очередь. Сначала в один подъезд на регистрацию, где получали аккредитационные бейджи. Затем в другой подъезд, за которым скрывался заветный зал.

Начала пресс-конференции журналисты ждали в фойе первого и второго этажей. На первом этаже развернулся сувенирный магазин «Книжной экспедиции» Управления делами президента. В качестве сувениров предлагались различные атрибуты современного бюрократа – ручки, ежедневники, значки, часы, кожаные обложки для документов с государственной символикой и символикой спецслужб.

Второй этаж отвели под стенд-ап позиции для прямых включений телеканалов. Здесь же разместились доступные для журналистов компьютеры с выходом в интернет.

Затянувшееся ожидание приятно скрасил буфет. Кремлёвская кухня традиционно порадовала журналистов осетинскими пирогами, бутербродами и сладкой выпечкой. Несмотря на скромность ассортимента, работа президентских поваров достойна высшей похвалы.

Концентрация представителей СМИ в фойе постепенно нарастала и достигла степени базарной толкучки. Кто-то уже разворачивал плакаты, заготовленные для привлечения внимания Путина и его пресс-секретаря. Кто-то брал интервью у других участников, стараясь узнать о заготовленных вопросах, кто-то просто слонялся между телекамерами.

Кстати о плакатах. Картинка в телевизоре даёт полное представление о творческом подходе журналистов к их изготовлению. Это настоящая выставка поделок из серии «Сделай сам» или, как подметил мой коллега, «конкурс журналистского мастерства». Но практика показывает, что внешний вид баннера шансы задать вопрос не увеличивает. Плакат с Путиным в костюме супермена ни Пескова, ни самого героя плаката не задел. Но само наличие плаката шансы повышает: все, кто задал вопрос президенту, были с плакатами, за исключением представителей «кремлёвского пула».

Следующая гигантская очередь оказалась очередью в зал пресс-конференции. На входе сотрудники ФСО проводили личный досмотр и проверку бейджей, что сильно тормозило процесс.

Несмотря на то, что нам удалось проникнуть в зал практически сразу за телеоператорами и фотокорреспондентами, занять хорошие места не получилось. По непонятной причине практически всё уже оказалось занято. Есть подозрение, что постарались как раз те самые операторы и фотографы, которые попали в зал первыми.

Первые ряды занимали представители «кремлёвского пула». Это группа журналистов ведущих федеральных СМИ, аккредитованных при президенте, сопровождающих его во всех поездках и присутствующих на мероприятиях с участием главы государства. Они имеют возможность задать президенту интересующий их вопрос практически в любой момент. Их по именам и в лицо знает пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Возникает вопрос: зачем эти люди принимают участие ещё и в большой пресс-конференции? Но так происходит, причём в ущерб региональным СМИ, потому что «кремлёвскому пулу» всегда дают возможность задать несколько вопросов, включая традиционный первый.

С момента нашего попадания в зал и занятия мест самая интересная часть мероприятия закончилась. В основном благодаря сидящим впереди коллегам, за плакатами которых мою домашнюю заготовку не было видно. Тем не менее, надежда быть замеченным блуждающим взглядом Пескова не пропадала до самого конца. Несмотря даже на плакат коллег с надписью о безуспешном участии в пресс-конференциях на протяжении 8-ми лет…

К концу встречи у некоторых участников стали сдавать нервы. Начались выкрики с мест, журналисты стояли с баннерами уже даже во время ответа президента на вопрос. Это стало сигналом к завершению пресс-конференции. Ответив ещё на несколько вопросов, Владимир Путин поблагодарил участников за терпение и поздравил с наступающим Новым годом.

В появившихся затем в федеральных СМИ публикациях зачастую отмечалась атмосфера скуки, царившей на встрече президента с журналистами. Причина, видимо, в том, что не было сенсационных заявлений, громких разоблачений и признаний.  В принципе, человеку, следящему за развитием событий внутри России и за её пределами, довольно легко предугадать ответ на каждый из заданных вопросов. Но ответы Путин давал не журналистам, а людям, живущим в России и за её пределами. А здесь важно не то, чтобы ответ был увлекательным и интересным. Важно, чтобы он был честным.

 

Алексей Волгин


Присоединяйтесь!