«Доктор» прописал: инвестировать в кризис
Сегодня гость рубрики «Голос бизнеса» – Евгений Евдокимов, управляющий директор управления инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «Роснано»: «Нанотехнологические центры». С Евгением Ивановичем мы побеседовали на II Инновационном форуме «Перспективы развития Саровского инновационного кластера, проходившем 5-6 декабря в технопарке «Саров».Справка
Евгений Иванович Евдокимов
Дата рождения 7 октября 1972 года.
Базовое высшее экономическое образование получил в США, степень MBA – в Финляндии в Helsinki School of Economics.
Прошел курс Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF) «Создание и управление венчурным фондом».
Более 10 лет работал в сфере венчурных инвестиций, участвовал в финансировании start-up компаний в США, Израиле, России. Несколько лет руководил проектами Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ).
Наша беседа началась с вопроса о мировом кризисе, приближение которого сейчас активно обсуждается на всех уровнях. В докладе Евгения Евдокимова прозвучали оптимистичные цифры и примеры создания новых высокотехнологичных производств. Уместно ли в настоящее время вообще заикаться о создании каких-либо новых, а тем более, высокотехнологичных предприятий, поинтересовались мы у высокопоставленного руководителя ОАО «Роснано». Вопрос Евдокимову показался интересным.
Кризис? Время делать деньги!
– Вы хотите услышать от меня рецепт спасения мира? Давайте разбираться. Что такое вообще, кризис? Кризис – это перепроизводство на потребительском рынке и системные сбои в каких-то элементах либо поставок, либо обслуживания производственных процессов. Все знают, что кризис – не навсегда. Он когда-нибудь пройдёт, начнётся новый этап производства. Известно также, что кризис – это всегда способ произвести выгодно новые инвестиции. Все максимально большие деньги зарабатываются на кризисах, на тех инвестициях, которые делаются в это время. Деньги вкладываются тогда, когда всё сложно, всё дёшево и вкладывать никто не хочет. Те же, кто вкладывает, как раз и зарабатывают больше всего. С другой стороны, один из способов выхода из кризиса, помимо системных корректировок, – это внедрение новых технологий. Если старые технологии привели к проблемам, то новые должны их решить. Это всё – базовый набор аргументов, который ложится в основу нашей деятельности. Мы не боимся кризиса. У нас есть новые технологии, способные справиться с отдельными последствиями кризиса или причинами возникновения этих кризисов. И нанотехнологии, как передовой край науки, естественно, предполагают и предлагают достаточно широкий набор инструментвов, технологических решений по выходу из кризиса, в том числе, путём создания новых производств или усовершенствования старых.
Кто не рискует…
– Мы работаем как с лучшениями, связанными с небольшой корректировкой действующего производства, так и с прорывными вещами. С другой стороны, мы работаем как от рынка, решая его проблемы, так и от технологий, создавая новые продукты, т. е. создавая новые рынки. Оба этих подхода одинаково важны в инновационной деятельности. Когда ты работаешь от рынка, ты работаешь с конкретной проблемой, продвигаешься вперёд более надёжными путями, но если риски меньше, у и доходность меньше. Когда ты идёшь от технологии, создавая принципиально новые рынки, это дольше, риски больше, инвестиции требуются больше, но и возврат соответственно гораздо больше.
Идеи на салфетке
– К нам могут обратиться инициативные люди с идеей в любой форме, даже если она нарисована на салфетке фломастером. Одинаковое внимание уделяется всем. В этом плане мы отличаемся от венчурных фондов и других инвесторов, предпочитающих минимизировать риски на входе тем, что мы не требуем готового бизнес-плана, мы не будем отклонять заявку, потому что не сформирована команда. Решение всех этих вопросов мы берём на себя, потому что именно это – наша ниша. Упаковка проектов и запуск их на самых ранних стадиях, когда ещё много неопределённости. Пример проекта, собранного «с нуля» – направление композитных материалов, композитных изделий на основе натуральных волокон и биоразлагаемых связующих. Этот проект реализуется в Ульяновске. Мы собираем разные компоненты, строим кооперационную цепочку и партнёрство с различными игроками на разных рынках, как в России, так и за рубежом. Это как раз идея, которая началась с простого брейн-шторминга. (Брейншторминг – от англ. brain storming штурм мозга – методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Многим известен как «мозговая атака» — ред.)
Много проектов хороших и… разных
– Структура каждого проекта всегда более-менее классическая. Начинается всё с носителя интеллектуальной собственности, интеллектуальных активов. Не всегда идея патентуется, иногда правильнее и надёжнее сохранить информацию в режиме ноу-хау. И не раскрывать какие-то секретные ингредиенты. В структуре собственности каждого проекта – разработчик, наноцентр берёт долю за все те ресурсы, которые он вкладывает, включая и ресурсы, связанные с использованием оборудования, учитывается прямая финансовая инвестиция в капитал, плюс учитывается т. н. доработка (упаковка) – управленческий вклад, менеджерский вклад, который капитализируется и плюс венчурные инвестиции, которые приходят на следующих стадиях. Задача наноцентра – запускать проекты, поэтому инвестиции нашей структуры – на старте. Принимать решения быстро, запускать проектов много. И за полгода-год привлекать инвесторов следующих раундов, т. е. уже венчурные фонды, которые вкладывают суммы от нескольких десятков миллионов рублей. Мы на самых первых шагах инвестируем совместно с различными государственными источниками, в частности, с фондом «Содействие», с федеральными целевыми программами, а также активно работаем с бизнес-ангелами, т. е. с частными инвесторами на местах, которые вместе с нами готовы вложить свои миллионы рублей.
«Ковровая бомбардировка» даёт результаты
– Программа активно действует чуть больше двух лет. Эффективность венчурных инвестиций можно оценивать только через длительный период. На зарубежных рынках их высчитывают на горизонте 20 – 30 лет. Должно пройти хотя бы 5 – 7 лет. И, тем не менее, нам есть, чем похвастаться. Полтора десятка стартапов уже начинают получать выручку. У нас более 10 партнёрств с различными промышленными компаниями как в России, так и за рубежом. Примерно 10 компаний уже привлекли инвестиции следующих раундов, т. е. они прошли нулевую стадию запуска и сейчас работают на стадии подготовки к производству. Я считаю, это успех. Для нас сейчас эффективность – это т. н. «ковровая бомбардировка». То есть сбор по максимуму всех идей и формирование масштабного портфеля различных стартапов и технологий, которые между собой уже как-то могут взаимодействовать, кооперироваться, из которых дальше что-то пойдёт. Об эффективности непосредственно производств, когда мы вошли, запустили производство и вышли, а компания достигла нового уровня капитализации, мы поговорим, я думаю, года через два. В конце 2015 года вся группа Роснано будет подводить итоги, вот тогда можно будет говорить об эффективности.
Изменить ментальность
– В Сарове определённые элементы кластера существуют и действуют. ОАО «Роснано» здесь присутствует по причине серьёзнейшего научного задела РФЯЦ ВНИИЭФ, а также по причине интереса нашего базового партнёра АФК «Система» к тем технологиям, которые имеются. Мы ничего не делаем формально, у нас конкретные интересы. Задел есть, разработки есть. Пятьдесят лет усилий в науке, связанных с разработками в оборонном комплексе не могли не привести к появлению целого ряда прикладных гражданских технологических направлений. Наша задача – в этом разобраться и понять, что можно коммерциализовать. Но при имеющемся большом плюсе, есть и некоторые минусы. Нужно продолжать работать над изменением ментальности разработчиков, переключать их на логику гражданских рынков, работать над технологическим инженирингом, переориентировать часть направлений на гражданские задачи.
Что ж, если всё, о чём рассказал Евгений Иванович, реально, то молодым, амбициозным, готовым рисковать людям надо срочно брать в руки салфетку и фломастер, излагать свои идеи, складывать оригами и белым журавликом слать их по адресу: Россия, 117036, Москва, проспект 60-лет. Октября, 10А, Е. И. Евдокимову, лично в руки.
Анна Шиченкова