Знания лишними не бывают!
В начале декабря 2022 года депутат Городской думы Денис Щербуха на своей странице в соцсети опубликовал фотографии, которые долго обсуждались горожанами. Предположений и слухов они вызвали много. Для того, чтобы внести ясность, мы попросили Дениса Валерьевича рассказать об освоении им курса по тактической медицине в Подмосковном Дмитрове.
– Денис Валерьевич, не удивительно, что горожане, увидев ваши фотоотчёты, были озадачены. Расскажите о Центре специальной подготовки «Дружина».
– В подмосковном городе Дмитров команда единомышленников создала Центр специальной подготовки «Дружина». Инструкторы центра – люди, имеющие огромный боевой опыт и специальное образование (многие – выпускники Российского университета спецназа). Команда состоит из специалистов огневой подготовки (офицеры в отставке) и тактической медицины (высококлассные хирурги). Все инструкторы имеют государственные сертификаты. «Дружина» – это частный ресурс, но он работает как с гражданским населением, так и с действующими подразделениями Российской армии. Сейчас ребята много работают с мобилизованными, а также ездят в воинские части для обучения специальным знаниям офицерского состава.
– Почему вам пришла мысль пройти курс тактической медицины?
– Не нужно рассказывать, в какое время мы живём. В силу своей общественной деятельности, мне приходится общаться с широким кругом людей. В том числе, с участниками специальной военной операции. Я, конечно, слежу за событиями, происходящими в зоне СВО, много читаю и анализирую. В какой-то момент пришло понимание, что подготовка мобилизованных, да и наших военнослужащих, недостаточна. Потом появилась информация о ЦСП «Дружина». Решил лично познакомиться с Центром, посмотреть, как реализуются их программы. А лучший способ понять – это самому пройти курс. Поэтому на два дня мы с товарищами уехали в Дмитров.
– Какие новые знания и навыки удалось получить за столь короткое время?
– Прежде всего, подтвердились мои предположения о том, что наши граждане, отправляющиеся в зону СВО, обладают слишком малыми знаниями и умениями. Даже те ребята, которые недавно отслужили в рядах вооружённых сил. Почему такая картина? Это очень легко объясняется. Наше государство долгие годы не вело масштабных военных действий. Локальные конфликты решались с помощью специальных подразделений, а наша армия была заточена под теоретическую подготовку. В то время как запад – более агрессивен в своей политике, и практических знаний у них накоплено больше. В том числе и в сфере тактической медицины. Этим же объясняется то, что в курсе используется много НАТОвских протоколов и разработок. Россия сейчас активно нагоняет то, что было упущено. И я уверен, что мы быстро всему научимся, а где-то и превзойдём запад.
Большинство смертей в зоне СВО (80%), по словам инструкторов (а они знают это не в теории) – это смерти от потери крови. Если у человека идёт кровь, особенно артериальная –он «вытекает» за 20 секунд.
Мы проходили курс тактической медицины, основанный на алгоритме MARCH. Он расшифровывается следующим образом:
M – Massive bleeding – Массивное кровотечение.
A – Airway Management – Управление дыхательными путями.
R – Respiration – Дыхание.
C – Circulation – Циркуляция.
H – Head injury / Hypothermia / Hypovolemia – Травма головы / Гипотермия/Гиповолемия.
Откровением для меня стала информация, о которой в обычной жизни просто не задумываешься. Например, как мы представляем себе раненого солдата? Человек лежит в луже крови, верно? Оказывается, сейчас эти представления уже устарели. В полевых условиях сейчас вообще сложно понять, что человек ранен. Потому что, например, толстовка термобелья впитывает в себя до 1,5 литров жидкости (крови). И для того, чтобы понять, куда ранен боец, его надо полностью раздеть.
Осколок же, вошедший, например, между рёбер, вообще можно не заметить, поэтому нужно произвести пальпацию, чтобы его обнаружить.
В ходе изучения различных ранений и способов оказания первой медицинской помощи пришлось узнать о реальной статистике, которая формируется сейчас. Инструкторы постоянно собирают информацию из зоны СВО, систематизируют и работают с ней. Поэтому всё, что даёт ЦСП «Дружина», можно сказать, горячее и пропитано дымом боевых действий.
Я не буду углубляться в различные специальные знания. Просто скажу, что во многом мой взгляд на мир после этого курса изменился.
Я понимаю, например, что молодому здоровому парню-срочнику за год можно столько знаний дать, что он будет эффективным и очень обученным бойцом.
– Что особенно запомнилось из двухдневного курса в ЦСП «Дружина»?
– Запомнилось всё. Было и эмоционально напряжённо, и физически. В один из дней у нас была практика – мы осваивали тактическое действие группой. По легенде, группа – 14 человек, лес, зима. Двоих ранят. Мы оказываем им помощь, кладём на тактические носилки, три километра идём по лесу.
И вот нам показали, как 14 человек дезактивируется всего лишь двумя ранеными. Один раненый – 4 человека несут его на носилках, второй раненый – ещё 4. Это уже 10 человек. Два человека впереди идут, смотрят, чтобы эта группа не нарвалась на кого-то, и двое сзади.
Вы просто не представляете. Три километра по сугробам, по лесу нести человека на носилках – это невероятно сложно (я после этого свалился с радикулитом). А кажется – что сложного?
Но в боевых условиях нужно исключительное взаимопонимание, выдержка, слаженность в действиях. Ты должен с полуслова, с полувзгляда понимать товарищей, отдавать или выполнять команды.
– Вы на своей странице в соцсети написали, что планируете приезд инструкторов в Саров для проведения курса по тактической медицине здесь. Полагаете, эти знания будут востребованы саровчанами?
– Я в этом ничуть не сомневаюсь. Конечно, мы все желаем скорейшего окончания специальной военной операции. Но как будут развиваться события – никто с уверенностью сказать не может. Первая волна мобилизации закончилась. Вероятность второй и последующих – очень велика. Не бывает лишних знаний. И если мы можем предоставить возможность нашим ребятам их получить – считаю, что мы обязаны это сделать. И даже речь не о том, что эти знания обязательно пригодятся в боевых действиях. В жизни бывают разные критические ситуации – ДТП, бытовые травмы, аварии на производствах и прочее. Знания, как спасти человеку жизнь – остановить кровотечение, научиться правильно транспортировать и прочее – необходимы и в мирной жизни. После прохождения курса, например, я критически оценил аптечки первой помощи, которые у всех имеются в автомобиле. Увы, там мало чем можно помочь человеку в случае, например, обширного кровотечения. И ещё на много вещей смотришь по-другому.
– В каком формате будут проходить мас-тер-классы, если их можно так назвать?
– Предварительно мы предполагаем, что проведём их в двух форматах. Первый – углублённый, в котором примут участие 20 человек. А второй — расширенный, по программе, которую ЦСП «Дружина» реализует в воинских частях для офицерского состава. В нём предполагается участие примерно 60 человек.
– Сколько прохождение курса будет стоить для саровчан?
– Нисколько, это не коммерческий проект. Я считаю знания, которые дают инструкторы «Дружины», жизненно важными для многих наших парней. Сейчас мы занимаемся оформлением пропусков. Как только дадут добро, будет обговорена дата проведения курсов. Об этом я обязательно сообщу с помощью социальных сетей и СМИ.
Беседовал
Игорь Мухин