Инновационный щит Сарова

Опубликовано 07.04.2016, автор .
Комментариев / просмотров: / 3920

В апреле и мае на площадках технопарка «Саров» и ВНИИЭФ пройдут дни Саровского инновационного кластера. Участники проектов, реализуемых в рамках инновационного развития территории, детально обсудят ход осуществления этих проектов, перспективы их дальнейшего развития и продвижения. Февральский визит в Саров премьер-министра РФ Дмитрия Медведева придал работе в данном направлении дополнительный импульс.

На вопросы о деятельности, актуальных задачах и перспективах развития Саровского инновационного кластера «ГС» ответил заместитель директора ВНИИЭФ, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Жигалов.

Владимир Иванович, ежедневно из всех источников средств массовой информации мы слышим про кризисные явления в стране. Не только слышим, но и ощущаем их на себе. На Ваш взгляд, что в такой ситуации должно стать приоритетным в деятельности городских предприятий, ВНИИЭФ, и в частности, Саровского инновационного кластера? 

– Универсальных рецептов не существует. Но мы чётко понимаем, что сегодня наиболее серьёзно нужно заниматься поиском заказов и инвестиций. Очень просто: будут заказы – будет работа и зарплаты. Город, как и институт будут стабильно жить и развиваться. Собственно говоря, это одна из главных задач для кластера и для меня, как для депутата ОЗС. Благодаря настойчивому лоббированию интересов инновационного бизнеса в заксобрании, мы добились того, что в Нижегородской области лучшее в России законодательство, связанное с инновациями и инвестициями. Это общепризнанный и неоспоримый факт, подтверждённый экспертными оценками.

– Вы являетесь советником губернатора по инновационной политике. Какие рекомендации получают от Вас областные чиновники? 

– Да, по линии ОЗС я работаю с областным правительством как раз по тем же вопросам, которыми по долгу службы занимаюсь и во ВНИИЭФ.  Если говорить кратко, сейчас главные рекомендации – активнее привлекать инвестиции и внедрять инновации. Почему? Потому что на выходе мы получим новые рабочие места, занятость населения высокопроизводительным трудом и стабильные зарплаты. Это не отдалённые перспективы. Есть ряд успешных проектов, работающих уже сейчас.  Так, летом 2015 года в Технопарке «Саров» открылось предприятие по производству композитных материалов  «НПП «Центр пултрузии» (Генеральный  директор Потанин П.Г.). Предприятие производит стержни для нефтегазовой промышленности, шпунты береговых укреплений и ограждений, витражные изделия для оконного производства, швеллеры для строительства лестничных переходов из композитных материалов, а также занимается поиском и исследованием новых перспективных рынков для своей продукции.

– Правильно ли утверждение, что инновационная деятельность сегодня нередко связана с импортозамещением?

 – Всё верно. Когда идет разговор об импортозамещении, нужно помнить, что много лет мы совершенно необоснованно отдавали заказы зарубежным компаниям. Если проанализировать, то круг того, что мы не умеем делать в России, очень небольшой. Мы просто отдали весь рынок иностранным производителям. Да, мы не умеем выращивать бананы, но этого и не требуется! Что-то вполне разумно покупать за рубежом. Но подавляющее большинство импортируемой продукции мы могли бы делать сами, а значит, иметь производства и рабочие места. Вот это – очень важно. К сведению, понятие «импортозамещение» есть в любой стране, это не российская выдумка.

– Во время февральского визита Дмитрий Медведев отметил, что у Сарова есть хороший опыт создания российских вычислительных комплексов. И в связи с этим Россия может стать одним из основных мировых поставщиков программного обеспечения.

 – Чтобы желаемое воплотилось в реальность, необходимы научно-технический потенциал, заводские мощности, высокая культура производства. И для многих моментов – инженерных особенно – у нас потенциала достаточно. Сегодня жизненно необходимо вернуться на оставленные нами когда-то рынки. Возродить престиж рабочих и инженерных профессий, стимулировать желание повышать квалификацию и приобретать новые компетенции. Именно в этом я вижу смысл выражения «национальная безопасность».

Владимир Иванович отмечает, что понимание обсуждаемой в настоящее время проблемы было всегда. В кризисные же годы она стала ощущаться наиболее остро:

– В наши дни особую актуальность приобретает вопрос независимости от иностранных производителей. Во всех направлениях народного хозяйства. Для того, чтобы достичь поставленной цели, придётся проделать длительную и кропотливую работу. Это системный и напряжённый процесс изменений во многих секторах экономики страны. Особую роль тут играет конкурентоспособность продукции. Только не надо её путать со сговорами или созданием специальных условий для иностранных предприятий. Конечно, когда вы пару десятков лет не пускали свои компании на рынок по ряду причин, неизбежно могут возникнуть определённые трудности. Они, тем не менее, вполне преодолимы. Если бы внимание к такому фактору, как допуск российского технического потенциала по современным запросам был решён, это дало бы больший толчок, чем увеличение цены на нефть и газ.

Можете ли Вы подтвердить теорию конкретными цифрами?

– Безусловно. За последние пару лет у нас в Сарове побывало большое количество компаний, с ними установлены плотные деловые связи. Счёт привлечённых инвестиций идёт не на миллионы, а на миллиарды рублей. На данный момент созданы около 50 организаций и предприятий, которые обеспечивают работой сотни  саровчан и жителей прилегающих территорий. И это очень разноплановые предприятия. Что такое кластер? Это комплекс предприятий, сосредоточенных на одной территории. Но главное – все они нацелены на получение реального дохода. Предприятия, входящие в Саровский инновационный кластер предлагают свою продукцию за пределами, ЗАТО Саров, а значит зарабатывают реальные деньги для нашего бюджета.

Мы много говорим об экономике, инвестициях и инновациях, но простого жителя Сарова интересует его зарплата, цены, возможность лечиться и учить детей. Как это связано с деятельностью кластера?

– Напрямую. В государстве есть секторы, которые не облагаются налогами и не приносят доходов. Скажем, обязательное медицинское обслуживание, образование, культура. Все социальные составляющие, начиная с пенсионных вложений и заканчивая различными социальными программами. Всё это расходная часть каких-то доходов. Но тогда давайте спросим: а откуда берутся доходы? Они берутся с нашей коммерческой деятельности. Больше ниоткуда их взять нельзя. Когда мы торгуем оружием – это коммерческая деятельность; когда вооружаем свою армию – это затратная деятельность. И если у вас слабая доходная база, у вас в итоге будет слабая оборона, нищая социальная программа и так далее. Поэтому очень важно, а кто собственно генерирует доход? Генерация доходов – это и есть укрепление национальной безопасности. Не только оборонный комплекс отвечает за безопасность страны. Любой, кто эффективно работает и обеспечивает доход государству, вносит свой собственный посильный вклад в безопасность страны. И это становится несоизмеримо важным в условиях кризиса в стране.

Получается, что  ВНИИЭФ – это затратная часть, а Саровский кластер – доходная?

– Нет, конечно! По сути, кластер как раз и реализует, коммерциализирует огромный, накопленный годами потенциал института. ВНИИЭФ постановлением Правительства РФ определён координатором Саровского инновационного кластера и одновременно – наиболее значительным его участником. Я много лет участвовал в подземных ядерных испытаниях, ездил на полигоны. Занимался деятельностью, связанной с созданием ядерного оружия. Затем, как вы знаете, испытания прекратились. И вот уже около двадцати лет я посвящаю свою жизнь иным важным вещам: прилагаю все свои знания и умения, накопленные за годы работы в оборонной отрасли компетенции для решения оборонных задач в гражданских целях.

Важнейшей из них считаю создание продукции для крупных российских компаний. Именно крупные компании являются становым хребтом нашей экономики. Безусловно, очень важны средний и малые бизнес. Крупные компании не могут решить некоторые локальные задачи. Однако надо понимать, что основные налогоплательщики, в частности и в Нижегородской области, – всё же крупные компании. Таковым является и Федеральной ядерный центр. Всё довольно просто: если ты выпускаешь конкурентоспособную продукцию, то ты делаешь большой вклад и в оборону государства, и в решение социальных программ. Именно промышленные гиганты являются основным источником для пополнения бюджета.

Джон Кеннеди в 1961 году во время своей инаугурационной речи произнёс знаменитую фразу: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, – спроси себя, что ты можешь сделать для страны».  Многие предпочитают верить в чудо. Русскому человеку это вообще свойственно: за один, два года что-то сделать быстро… Помню, как ко мне подошёл один из заместителей губернатора и сказал, что он с удовольствием наблюдает, как я годами занимаюсь технопарком. Имея в виду, что работа ведётся монотонно, системно, с прицелом на годы, с привлечением всё новых и новых проектов.

Помнится, многие сомневались в жизнеспособности технопарка «Саров».

– Да, были такие опасения. Мне лично пришлось тогда многих убеждать, доказывать. Так же, как мы сегодня говорим о кластерных программах, когда вокруг Федерального ядерного центра создаётся и поддерживается сеть промышленных инновационных компаний. Чем шире будет эта сеть, тем стабильнее будет обстановка во ВНИИЭФ, в городе, в регионе.

Благодарим Вас за интересную беседу и ждём новых встреч!

Беседовала Ольга Волкова


Присоединяйтесь!