Капремонт: платить или не платить?

Опубликовано 22.10.2015, автор .
Комментариев / просмотров: / 3844

Правительство Нижегородской области решило не повышать размер платы за капитальный ремонт в 2016 году. На фоне летнего увеличения цифр в других строчках жилищных квитанций это решение выглядит приятным островком стабильности. Но для многих в отношении взносов на капремонт остаётся открытым главный вопрос: платить или не платить?

Итак, взносы на капремонт в Нижегородской области так и останутся на уровне 6,30 рубля с квадратного метра. Аналогичные решения приняты также в ряде других областей. Например, в Кировской области плата за капремонт в 2016 году будет такой же, как в 2015 – 7,10 рубля с квадратного метра, в Москве – 15 рублей.

А вот Санкт-Петербург ждёт повышение: ставка увеличится на 50 копеек, но при этом останется одной из самых низких в России. Так, больше всех, как и сейчас, будут платить жители исторического центра культурной столицы – при наличии в доме лифта ставка составит 3,50 рубля за один квадратный метр. А в Ленинградской области плата выше, чем в городе, и составляет 5,55 рубля.

Как мы видим, разбег в цифрах приличный. В условиях отсутствия единого утверждённого на федеральном уровне подхода к определению размера взноса каждый регион использует свою методику. И получается, что в субъектах Российской Федерации с самыми высокими доходами населения (по данным статистики) можно наблюдать и один из самых высоких тарифов (15 рублей в Москве), и один из самых низких (3,50 рубля в Питере).

В Сарове, как и по всей Нижегородской области, размер взноса на капремонт составляет 6,30 рублей с квадратного метра. Эта плата является минимальной. На общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение и увеличить эту цифру до любого размера. Меньше нельзя, больше можно. Но нигде в Сарове, ни на одном доме такое решение не принималось. Все платят по утверждённой областным правительством ставке.

Всё чаще и всё громче звучит другой вопрос: а нужно ли платить взносы на капитальный ремонт? Законна ли схема, по которой мы платим деньги в Фонд капитального ремонта Нижегородской области, который находится непонятно где, в котором сидит непонятно кто и этот «непонятно кто» делает непонятно что с нашими деньгами?

Ситуация, когда мы видим осознанные действия власти, направленные на перевод финансирования расходов в какой-то сфере с бюджета на кошельки граждан, всегда вызывает возмущение. Коммунальные услуги и так дорогие, плюс плата за содержание и ремонт жилья, в обмен на которую мы зачастую получаем услуги низкого качества. А тут ещё на капремонт надо каждый месяц сбрасываться. И это при том, что подавляющее число домов по госпрограмме попадёт под капитальный ремонт в 2034-2043 годах. Часто можно услышать, особенно от людей пожилых: «Я до капремонта не доживу. Зачем я буду платить? Денег и так нет».

На фоне общего недовольства популярностью пользуются информационные вбросы (листовки во время выборов, статьи в некоторых СМИ, сознательно запускаемые слухи) о том, что платить за капремонт не нужно и что никто вас за это не накажет и деньги останутся при вас. Как правило, в таких материалах в убедительных юридических терминах описывается «обоснование» неправомерности взимания платы за капитальный ремонт. Поскольку это совпадает с внутренним сопротивлением необходимости расставаться каждый месяц с энной суммой денег, да ещё со ссылками на какие-то законы и определения Верховного суда, воспринимаются такие материалы нашими гражданами с восторгом, и некоторыми – как призыв к действию: «Не плати! Ничего не будет!»

Но суровая капиталистическая действительность, в которой мы живём уже не один год, говорит обратное. Платить нужно, а если не платить – заставят, взыщут и задолженность, и неустойку.

Федеральное правительство хочет воспитать из нас сознательных собственников. А сознательный собственник сам несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Это записано в нашей Конституции, главном законе страны.

За годы советской власти общество привыкло, что все вопросы и проблемы, возникающие за пределами «малогабаритной квартиры», решает государство. Из-за завышенных ожиданий участия государства в решении, казалось бы, не частных вопросов, мы отказываемся принимать как должное тот факт, что, став собственниками части многоквартирного дома, мы приобрели обязанности по содержанию этого имущества, и обязанности эти прямо подразумевают расходы. Такова государственная политика, нужно это понимать.

Реализуя такую госполитику, федеральная власть в виде поправок в Жилищный кодекс принимает закон, устанавливающий обязанность собственников помещений в многоквартирном доме платить взносы на капитальный ремонт (статья 169 ЖК РФ) и включающий эти взносы в структуру платы за жилое помещение (статья 154 ЖК РФ). Именно в Жилищном кодексе указано, что если собственники не решили аккумулировать деньги на спецсчете, они направляются региональному оператору, который создаётся в виде фонда. Пожалуй, это главные нормы, делающие неизбежной уплату взносов на капремонт в региональный фонд. Региональные власти принимают правовые акты лишь реализующие федеральный закон на конкретной территории.

Разного рода «правозащитники», говоря, что платить не нужно, ссылаются на судебную практику, в частности на определение Верховного суда РФ №57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 года. Рассматривая апелляционную жалобу жителя Белгородской области Безуглого Н.В. на решение Белгородского областного суда, отказавшего ему в признании областного закона о капремонте незаконным, коллегия Верховного суда указала: «Таким образом, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

«Правозащитники» цепляются именно за эту фразу «поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт» и говорят, что это указывает на исключительно добровольный характер уплаты взносов. Но это не так. Верховный суд констатировал лишь тот факт, что не областной закон устанавливает обязанность платить взносы за капремонт, а федеральный – Жилищный кодекс. Поэтому, если кто-то не устраивает обязанность платить взносы за капремонт, ему нужно обжаловать федеральный, а не областной закон. Кстати, группа москвичей уже вышла с такой инициативой и пытается оспорить конституционность федерального закона о взносах на капремонт.

До момента отмены платы за капремонт на федеральном уровне платить взносы надо. Более того, в ряде регионов фонды капремонта начали активные действия по взысканию задолженностей. Например, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в июле текущего года сообщил о 150-ти вступивших в законную силу решениях суда, вынесенных в пользу фонда. Аналогичные решения уже выносят суды Белгородской и Оренбургской областей. Причём не платить взносы невыгодно: в дополнение к начисленным взносам на капремонт за несколько месяцев придётся возмещать фонду госпошлину, платить пени и исполнительский сбор судебным приставам.

Безусловно, законодательство о капитальном ремонте несовершенно. Кому-то оно непонятно, для кого-то несправедливо, для кого-то неэффективно. Да, мы отдаём деньги сегодня, а ремонт обещают в призрачном 2043 году. Но пока такой закон существует, мы все обязаны ему подчиняться и платить или пытаться законными способами добиться его отмены.

 

Алексей Волгин



Присоединяйтесь!