Конкурс или аукцион?

Опубликовано 25.02.2021, автор .
Комментариев / просмотров: / 18247

 

Новая рубрика «Как это работает?» вызвала живой интерес у наших читателей. В этом номере поговорим о рекламных конструкциях, которые мы в изобилии наблюдаем на улицах города. Поводом к публикации стала нормотворческая деятельность народных избранников. Депутаты Евгений Михеев и Пётр Смирнов подготовили проект решения Городской думы, которое, в случае его принятия, изменит форму проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. 

С помощью депутата Петра Смирнова будем разбираться, в чём суть поправки, как изменения повлияют на развитие рекламного рынка и чем это поможет городскому бюджету.
Из истории вопроса.
Долгое время рынок щитовой рекламы в Сарове никак не регулировался. Разрешения на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций утрачивали силу, а их собственникам такое положение было только на руку. Несильно заботились хозяева и об эстетике, то есть, о внешнем виде билбордов – часто металлические опоры представляли собой ржавые облезлые трубы. И речь шла не только о красоте, но и о безопасности. Так продолжалось до 2016-2017 годов. После определённых действий юридического характера городская администрация объявила открытый конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сарова. Рассказывает Пётр Павлович Смирнов:
– С 2017 года мы живём в новой парадигме отношений. В марте 2017 прошёл конкурс. В нём участвовали несколько организаций. Но условия конкурса были такие, что, очевидно, всё делалось под одну конкретную компанию. Имелось всего три лота. Два лота забрала компания «2Аякса», один – компания «Ударник». На первый взгляд, эти две компании никак не связаны между собой – ни через собственников, ни через юридическое местонахождение. Вроде бы, совершенно разные организации. Но если мы проедем по городу и присмотримся, то заметим, что на конструкциях, принадлежащих ООО «Ударник», и тех, что принадлежат ГК «2Аякса», размещён один телефон рекламной службы.
Получается, что если вы захотите разместить рекламу на конструкции «Ударника», вам придётся обратиться в рекламную службу компании «2Аякса». Что бы это могло значить? Ответ напрашивается сам собой.
По формальному признаку в этой ситуации нет монополии. А фактически она сложилась.
Пётр Павлович вспоминает, что депутаты ещё в 2017 году предупреждали о возможных негативных последствиях, но тогда к мнению народных избранников не прислушались.
– Тут важным оказался ещё и вопрос денег, – подчёркивает Пётр Смирнов. – Администрация изначально суммарно оценила три лота по цене 3 млн 600 тыс. руб. В итоге эти два победителя заплатили в бюджет 3 млн 800 тыс. руб. – всего на 200 тыс больше, чем начальная цена. А максимальное предложение на этом конкурсе было 6 млн. Делаем вывод, что 2 млн 100 тыс. мы просто ежегодно теряли. Умножаем сумму на 5 лет – это 10 миллионов. И это при том, что мы, депутаты, каждый раз бьёмся за суммы в 200-300 тысяч дополнительного финансирования каких-то наших внутренних проектов, которые нам очень нужны. Нам говорят – денег нет, покажите, где их взять? Мы отвечаем – пожалуйста, вот более эффективное использование имеющегося имущества.
Что же позволило в 2017 году местным компаниям победить очевидно более сильных конкурентов, например, из областного центра? Цитируем новость того времени, размещённую на портале наших коллег sarov24.ru: «Удивление и бурную реакцию собравшихся вызвали предложения группы компаний «2Аякса» по лоту 1 и 2, а также ООО «Ударник» по лоту 3.
При самых низких по сравнению со всеми другими участниками конкурса предложениях цены (1 лот – 1 560 000 руб., 2 лот – 1 132 000 руб., 3 лот — 1 150 000 руб.), эти конкурсанты предложили беспрецедентные условия размещения социальной рекламы. Компании указали в предложении по размещению социальной рекламы в % от годового объёма распространяемой рекламы значение в размере 100%. Таким образом, в случае победы в конкурсе и заключении «Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городских рекламных местах» «2Аякса» и «Ударник» обязаны будут размещать на всех конструкциях социальную рекламу, социально значимую городскую информацию, сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления (если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера), праздничное оформление города в соответствии с разделом 4 договора в размере 100% от годового объёма распространяемой рекламы». Уникальное предложение дало конкурсантам максимальный балл по одному из критериев, что позволило ГК «2Аякса» и ООО «Ударник» с лёгкостью уложить на лопатки своих конкурентов.
«Подождите, – скажет наш внимательный читатель, – мы ходим по улицам и наблюдаем на рекламных конструкциях не только социальную, но и коммерческую рекламу. Как же так получается?» Оказывается, всё дело в подходе. В настоящее время рекламщики на каждый проданный щит под коммерческую рекламу оформляют щит социальный. Получается, что и волки сыты, и «овцы», как говорится, целы. Некоторым эта трактовка кажется странной. Например, Петру Смирнову, который утверждает, что если говорится о 100% социальной рекламы, то на всех 80 поверхностях, которые в настоящее время имеются в городе, каждый день и каждый час должно быть 80 баннеров, содержащих рекламу социального характера… Оставим, однако, спорный вопрос.
Ещё немного разъяснений.
В настоящее время конкурс называется «О праве заключения договора аренды на размещение рекламной конструкции на муниципальном земельном участке». Город «продаёт» фактически кусочек земли под рекламную конструкцию. Поэтому все муниципальные рекламные места, которые торгуются, зафиксированы в схеме размещения рекламных конструкций (есть отдельный документ). Аренда заключается на пять лет. Через пять лет должны пройти новые торги. Несложно посчитать, что следующие торги состоятся в 2022 году. В связи с этим депутатская инициатива представляется весьма своевременной. Впереди целый год, чтобы, в случае принятых изменений, хорошенько подготовиться к новым торгам.
Теперь, когда, надеемся, нашим читателям понятна история вопроса, обратимся к поправкам. Что же предлагают Евгений Михеев и Пётр Смирнов?
– Сам проект решения, – поясняет Пётр Павлович, – касается изменения формы торгов. И это его главная мысль. Меняется смысл проведения торгов с конкурса, где есть помимо цены дополнительные условия, на аукцион, где есть только предложение цены и то, что по закону «О рекламе» обязан делать рекламодатель (содержать, правильно эксплуатировать, соблюдать требования к самим конструкциям). Но цена – определяющий фактор. Тот пункт, который сейчас обсуждается широкой общественностью (о лотах) – это вообще рекомендация, записанная пунктом в разделе «рекомендовать». Полномочиями устанавливать количество лотов и их состав обладает администрация города. Но мы понимаем, что для исключения будущей монополизации рынка нужно как можно мельче дробить. Так для субъектов торгов будет создана возможность конкуренции.
Рассмотрим вариант, когда нынешние собственники рекламных конструкций не выиграли торги. Победители забирают лишь место для размещения своих билбордов. Что будет с самими конструкциями? Отвечает депутат Смирнов:
– По закону ни одна рекламная конструкция не должна стоять без разрешения. А разрешение выдаётся только по результатам торгов. С уже имеющимися объектами можно поступить двояко: победитель может либо выкупить находящееся на участке «железо», либо отказаться от него. В первом случае развитие событий понятно. Во втором – на собственника конструкций налагается обязанность демонтажа и восстановления благоустройства. Если собственник не производит указанных действий, город своими силами проводит демонтаж. Счёт за работу выставляется собственнику рекламных конструкций.
А что, если сложится такая ситуация, когда какой-то лот никого не заинтересует?
– Допускаю такое. Вывод простой – значит, в схеме размещения рекламных конструкций есть места, которые не востребованы. Значит, эту схему надо менять и избавлять город от визуального мусора. Надо понимать, что большое количество рекламных конструкций захламляет вид улицы. Надеемся, что наше предложение запустит процесс изменения рекламного рынка в нашем городе. И он, наконец, приобретёт цивилизованную конкурентную форму.

Игорь Мухин


Присоединяйтесь!