Кто управляет саровской властью?
Что общего между светом и саровской властью? Оба явления имеют двойственную природу. В случае со светом мы имеем дело с корпускулярно-волновым дуализмом – концепцией широко известной и изученной. Но случай с властью в ЗАТО – особый, наукой неизведанный. Похлеще какой-то там квантовой механики.
История и теория
С момента создания наш город являлся особой территорией, напрямую подчинявшейся Москве и финансирование получающей оттуда же. Вся полнота власти на месте находилась в руках начальника «объекта» – градообразующего предприятия.
После принятия Конституции в 1993 году началась реформа местного самоуправления, по которой все муниципальные образования по подчинённости замкнули на областные центры. Если раньше саровский бюджет получал трансферты непосредственно из федерального бюджета, то с 2006 года деньги в город потекли из бюджета Нижегородской области. Тогда же изменилась и пропорция налоговых доходов и межбюджетных трансфертов в доходной части городской казны. Если раньше налогов было больше половины, то теперь порядка 70 процентов денег нам дают сверху.
Сегодня бюджет Нижегородской области – это единственный вышестоящий бюджет, из которого в Саров поступает финансирование. Даже если какой-то федеральный закон или программа предусматривают выделение денег Сарову, то сначала они попадают в областной бюджет, а уже потом приходят сюда. Это принцип бюджетной системы России.
Кроме финансового, существует также административное подчинение Сарова властным структурам Нижегородской области. На территории города действуют законы области и постановления её правительства. В предусмотренных законом случаях областная власть может распустить Городскую думу, а губернатор – отрешить от должности главу города и главу администрации, а также ввести «прямое губернаторское правление».
С чего вдруг?
Импульсом для написания этой статьи стала пресс-конференция главы саровской администрации Алексея Голубева, состоявшаяся 29 января текущего года. А точнее, та её часть, в которой сити-менеджер отвечает на вопрос журналиста о причине, по которой проект новой структуры городской администрации согласовывали с госкорпорацией «Росатом». Глава администрации отметил, что впрямую такая обязанность местной власти законом не предусмотрена, но чтобы все партнёры, находящиеся на территории, понимали, что будет происходить в следующий период, действовали с открытыми глазами, это делается.
После этого последовал вопрос о том, какая из ветвей управления является приоритетной, территориальная областная или отраслевая росатомовская. На это последовал ответ, заключающийся в том, что с точки зрения подчинённости по законодательству о местном самоуправлении приоритетна территориальная ветвь. С точки зрения закона о госкорпорации и закона о ЗАТО – это ветвь госкорпорации. Надо, по словам Алексея Голубева, выстраивать своё поведение таким образом, чтобы не противоречить требованиям ни первой, ни второй ветвей.
Если с областной ветвью управления Саровом всё понятно, то с «Росатомом» ситуация не такая простая, как кажется, и как её представляет нам сити-менеджер. Мы обратились к законодательству и посмотрели, какие полномочия закон предоставляет госкорпорации «Росатом» по управлению ЗАТО.
В законе о госкорпорации «Росатом» (№317-ФЗ) имеется ровно одно упоминание об интересующей нас теме. В статье 6 говорится, что к госкорпорации переходят все полномочия Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные законом о ЗАТО.
Законом о ЗАТО в отношении управления территорией «Росатому» предоставлено несколько полномочий. Во-первых, госкорпорация согласовывает планы и программы комплексного социально-экономического развития ЗАТО, его генплан, проекты планировки территории и резервирование земель в границах ЗАТО для муниципальных нужд. Во-вторых, «Росатом» назначает 1/3 членов комиссии, проводящей отбор кандидатов на должность главы администрации.
Других полномочий госкорпорации по управлению территориями законодательство не предусматривает.
Мы не будем давать оценок степени фактического влияния областной власти и «Росатома» на местную политику, но анализ законодательства показывает, что перевес явно на стороне правительства Нижегородской области. Оно и понятно, властная вертикаль на то и вертикаль, чтобы идти напрямую от федеральных органов власти через региональные вниз, к органам местного самоуправления, без захода в пусть и крупную и наделённую отдельными госполномочиями, но всё же некоммерческую организацию, которой по законодательству является «Росатом».
Новая структура
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко известен как управленец высочайшего уровня. Благодаря ему «Росатом» стал тем, чем он сегодня является – мощной корпорацией, успешно реализующей миллиардные проекты не только в России, но и по всему миру. Строящий управление корпорацией с применением современных методик и привлечением таких бизнес-консультантов мирового уровня, как Ицхак Адизес, Кириенко понимает важность структуры организации. Поэтому странно слышать, что новая структура администрации согласована с госкорпорацией. Вероятнее, что по новой структуре просто не было возражений.
По сути, новая структура – это по-другому нарисованная старая. Функционал муниципалитета особо не изменился, поэтому изменения в структурных подразделениях заключаются в основном в их переподчинении. Особо можно отметить разве что слияние департаментов образования и дошкольного образования.
Главные новшества – это сокращение количества заместителей сити-менеджера и новые названия их должностей. Эти новшества помогут уволить через сокращение часть замов, оставшихся от предыдущего главы администрации, но вряд ли обеспечат повышение эффективности работы администрации и сокращение затрат на её содержание.
Фактические различия между «заместителем по архитектуре и градостроительству» и «заместителем по капитальному строительству и архитектуре» не просматриваются. Зато формально это новая должность, что позволяет вручить старому заму уведомление о предстоящем сокращении.
Число заместителей действительно уменьшилось с семи до пяти, и это прекрасно. Но если раньше три заместителя главы администрации являлись по должности ещё и руководителями структурных подразделений (департамент финансов, департамент городского хозяйства и комитет по управлению муниципальным имуществом), то сегодня эти должности разделены. Получается, что количество руководителей крупных подразделений администрации увеличено на три единицы. Сомневаюсь, что бюджет от этого выиграет.
Вопросы вызывает ликвидация должности заместителя по организационным вопросам и контролю, который курировал внутреннюю политику. Например, в Дзержинске недавно тоже утверждали новую структуру администрации, и там должность зама по политике есть. Необходимость её введения ранее «для оздоровления сложного внутриполитического климата в Дзержинске» отмечал замгубернатора Нижегородской области Роман Антонов.
Непонятно: то ли внутренней политики в Сарове нет, то ли этим будет заниматься сам сити-менеджер. Хотя можно предположить, что внутренней политикой занимается кто-то вне муниципалитета. Например, Управление по работе с регионами ГК «Росатом» в лице какого-нибудь куратора на территории.
Глава или «зам по социалке»?
На тему ветвей управления городом глава администрации сказал такие слова: «Города ЗАТО – это территории государственных интересов. На них находятся предприятия Росатома. Вы помните времена, когда директор объекта был главной фигурой во всём, и у него был свой зам по соцвпросам, который отвечал за развитие города».
Нам искренне хочется верить, что эта модель – это не то, к чему стремится новая саровская администрация. Город – это сообщество людей. Именно им по закону принадлежит право управлять территорией и решать вопросы жизнедеятельности города. Ведь, как сказал Алексей Голубев, мы живем в особом городе, и мы должны с этим считаться.
Сергей Ермаков