СЕВАСТОПОЛЬ, 12 ЛЕТ СПУСТЯ…

Опубликовано 05.11.2015, автор .
Комментариев / просмотров: / 2180

Первый раз мне довелось побывать в Севастополе ещё в начале 80-х, в пору раннего октябрятского детства. Пускали тогда туда только организованные группы (город считался закрытым, — ну не как наш, без колючки, но на въездах посты стояли). От той поездки в памяти остался стремительный ход «Кометы» по ослепительно синему морю, чёрные спины дельфинов, безуспешно пытавшихся соревноваться с крылатым теплоходом и зелень платанов на проспекте Нахимова.Второй визит пришёлся на межеумочный 2003 год, когда в России то и дело гремели взрывы терактов, ещё свежа в памяти была катастрофа подводного крейсера «Курск», а оборзевшая после разгрома Югославии Америка затеяла новый виток войн на Востоке, обернувшийся нескончаемым кровавым кошмаром. Нежданно негаданно оказавшийся внутри самостийной Украины, Крым пребывал в сонном оцепенении, никак не веря, всерьёз ли эти 12 лет нет больше Союза и неужели он теперь никому не нужен, окромя киевских барыг да чинуш для пьянки и пляжного пузогрейства…

Вдоль и поперёк политая своей и чужой кровью севастопольская земля наливалась ароматным вином и медовой черешней, лишённый топлива флот, вперемежку наш и хохлятский, ржавел у пирсов. Брошенные, с выпотрошенными внутренностями подлодки огромными чёрными брёвнами гоняло ветром по Инкерманскому заливу, а кремовые рубашки российских и украинских моряков так же бестолково мотались от безделья по улицам. В смешных гривнах и «копийках» всё было очень дёшево, а в большой детской больнице восьмилетней дочери сняли швы с разбитой ещё в Сарове об карусель скулы вообще бесплатно.  «С русских детей мы денег не берём…» Тогда, 12 лет назад меня всё ещё не покидало ощущение абсурда, нереальности произошедшего и со страной и с Крымом. Что несерьёзно это, понарошку, что ли.

Оказалось – не понарошку. Ситуация на территориях бывшего СССР стала столь запущенной, что для частичного(!) вызволения совсем небольшой его части, всего двух миллионов человек из перестроечного морока пришлось поставить Мир на грань новой войны. И то, что на обывательский взгляд со стороны кажется легко устранимой ерундой, на деле оказывается микрочастью гигантской зловещей паутины чужого господства, которую только тронь… Помахав флагом и вдоволь накричавшись на прошлогоднем «Красном» марше в столице, что был накануне крымского референдума, автор этих строк решил непременно поглядеть на результаты державных усилий по возвращению полуострова. Усилий, обошедшихся стране невероятно дорого и предотвративших (пока предотвративших) несравненно худшее.

ДОРОГА И ДОРОГИ

С точки зрения потребительского комфорта так называемый «единый» билет Москва-Анапа-Севастополь не выдерживает никакой критики. Двое суток, из которых 10 часов — паром и автобус с ручной перевалкой багажа из поезда на колёса, с колёс на корабль (3-я палуба, вручную), с корабля на другой автобус… короче, почувствуй экстрим. Но всё познаётся в сравнении… Вспоминаю 2003 год, когда в Казачьей Лопани в наше купе спозаранку по-хозяйски впёрся похожий на жирного хряка украинский таможенник и, обшарив полки и документы, стал требовать у меня доверенность на провоз дочери на территорию Нэзалэжной. В его бесстыжих свинячьих глазёнках уже засверкали блики от купюр, которыми я должен был его одарить взамен перспективы высадки в этой самой Лопани, как по коридору пронеслась погоня за каким-то нелегалом. Швырнув нам документы, страж законности с неожиданной прытью бросился вслед, оставив нас в размышлении: сколько же тысяч подобных дармоедов кормятся на бессчётных заставах и таможнях, перегородивших пути-дороги бывшей великой страны…

Так лучше уж, пыхтя, тащить чемодан через паром, чем чувствовать себя беспомощной игрушкой в жадных лапах чужих вертухаев…

В целом, дороги в Крыму паршивые. Ни по ширине, ни по качеству покрытия возросшему автотрафику не соответствуют, а что будет, когда введут мост?.. Из горла Керченского полуострова вообще не выберешься (да и по эту сторону, в Тамани, ненамного лучше). Дорожные работы, правда, ведут активно: и по трассам накрывку стелят, а в Севастополе перед приездом Путина аж в два ночи проспект асфальтировали. Весь вопрос в качестве: основание каменистое, почти весь год выше 0ºС — не то что наши пучинистые суглинки, да плывуны — раз хорошо сделал, и лет тридцать не подходи. А сейчас, впопыхах, не уверен как получится-то.

Общественный транспорт в новых субъектах федерации оставляет двоякое впечатление: с одной стороны всё ещё по-хохлятски недорого — 7 рублей троллейбус, 12 целковых маршрутка (или, как там их называют, «топик»). За десятку можно переехать бухту на паромчике, а за сотню — проехаться из конца в конец немаленького (400 тысяч населения) Севастополя на такси. С другой — наряду с приличными современными «рогатыми» и шустрыми «фольксвагенами», вовсю в ходу всё те же ещё советского покроя громыхалки, украинские «богданы» с «увагами», гласящими, что «вогнегасник находится у водия». А на знаменитой линии Симферополь-Ялта и вовсе встречаются музейные круглобокие «шкоды» 1960-х годов выпуска.

А вот собственно уличное движение за минувшую дюжину зим окошмарилось до предела. В третьем году приятно удивлял его неспешный ритм, вежливость местных водителей, тормозивших у переходов, едва пешеход приблизится к «зебре»… Сегодня — нескончаемые пробки, дикие гонки, повальное игнорирование знаков, разметки и прочих ПДД. Ежели в нашем (очень далёком от культуры вождения) Сарове, безбашенных «шумахеров» процентов десять, то в славном Севастополе — каждый третий. Видимо, сказывается общая нервозность, о которой скажу позже. (Продолжение следует.)

 

Игорь Калашников,

архитектор, октябрь 2015 г.

 


Присоединяйтесь!