Сто дней шестого созыва
В декабре прошлого года исполнилось сто дней вновь избранной Городской думе. Это тот срок, когда можно подвести некоторые итоги и проанализировать конкретные результаты проделанной работы. Символично эта дата совпала и с окончанием 2015 года.
Контуры власти
Работа каждого нового думского созыва начинается с выстраивания новой управленческой структуры. Её звеньями являются органы местного самоуправления (МСУ) и должностные лица.
С органами МСУ всё понятно. Устав Сарова предусматривает два органа МСУ – это Городская дума и администрация. Кроме них федеральное законодательство и городской устав предполагают обязательное наличие в структуре органов МСУ такой «боевой единицы», как глава города.
За первые сто дней работы Городская Дума 6-го созыва утвердила собственную структуру комитетов, их состав, выбрала одного заместителя председателя думы и дважды выбрала главу города. Первым главой Сарова на первом же заседании депутаты избрали Алексея Голубева. После того, как он перешёл на работу в должности главы администрации, позицию высшего должностного лица 27 ноября занял Александр Тихонов.
Если обратиться к истории и вспомнить начало работы гордумы 5-го созыва, то мы увидим, что тогда первое заседание состоялось 26 марта (выборы проводились во второе воскресенье марта), а главу города избрали лишь 13 мая. Им стал Пётр Шульженко – первый и пока единственный глава Сарова, работавший на непостоянной основе. Столь долгий срок его избрания был вызван необходимостью внесения изменений в Устав Сарова, позволявших избрание главы «по совместительству». До этого момента главой Сарова оставался Александр Орлов, депутатом уже не являвшийся.
Ставший городским главой Александр Тихонов освободил единственное из двух занятое кресло заместителя председателя Думы. Сегодня обе должности замов вакантны. Кто их займёт – неизвестно, но нужно отметить, что Тихонов и в одиночку второй месяц прекрасно справляется с руководством городом (естественно, не без помощи главы администрации).
Итак, основные контуры местной власти очерчены. Сформированы думские комитеты, избран глава города, назначен глава администрации. Осталось поставить две точки, заполнив позиции зампредов Думы.
Бюджеты, спортклубы и дворы
Важнейшее решение, принятое гордумой нового созыва – это решение о бюджете города на 2016 год. Как и подавляющее большинство бюджетов на следующий год, принятых в России, саровский бюджет похож на воплощение высказывания американского финансиста Мориса Станса: «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований».
Получатели бюджетных средств и исполнители муниципальных контрактов уже начали восхищаться тем, насколько искусно распределены разочарования в главном финансовом документе Сарова. Восторг до слёз! Но это не «заслуга» саровской власти, а следствие общей драматургии российской экономики.
В разрезе бюджета нужно отметить ряд моментов, связанных с предвыборными ожиданиями саровчан.
«Миллион в каждый двор» оказался предвыборным лозунгом, сильно оторванным от реальности. Из скупых объяснений избравшихся под этим флагом депутатов можно понять, что это цель, к которой они намерены стремиться. Тем не менее, сумма, которая ежегодно выделяется на работы по депутатским округам, в 2016 году увеличена с 300 до 500 тысяч рублей.
За счёт экономии каких расходных статей удалось достичь увеличения – непонятно. Но можно увидеть сокращение расходов на спортивные клубы. Они уменьшены вдвое по каждому клубу, что в абсолютных цифрах составляет чуть больше 10 миллионов рублей.
Сокращение коснулось всех спортклубов, получающих бюджетное финансирование. Под бюджетный нож попали не только хоккеисты, но и футболисты с баскетболистами и единоборцами, а также физкультурно-спортивный клуб «Саров». Ожидаемое прекращение финансирования хоккейного клуба не случилось, хотя его двойное уменьшение ставит под сомнение участие ХК «Саров» в следующем сезоне игр.
Ещё один объект предвыборных нападок смог уцелеть. Это дорога к КПП-4. Она остаётся на прежнем месте, хотя копий по вопросу её переноса сломано немало. Будем надеяться, что общая финансовая ситуация по стране не ухудшится настолько, что область будет вынуждена отказаться от своей части проекта, что автоматом поставит крест на дороге внутри периметра. При негативном развитии событий на северной границе Сарова появится невостребованная коробка здания КПП без подъездных дорог. Этакий кармический противовес недостроенному зданию вокзала на юге.
Экономическая геометрия
За сто дней удалось серьёзно сдвинуть вопрос с созданием в Сарове территории опережающего социально-экономического развития. Но это заслуга не Городской думы, а носителя идеи и её главного реализатора – Алексея Голубева. С назначением его на должность главы администрации центр работы по проекту «ТОР в Сарове» переместился из кабинета главы города на четвёртом этаже «серого дома» в кабинет сити-менеджера на третьем.
Среди экспертов бродили разные мнения о перспективах ТОРа, в том числе и мрачные. Многие сомневались, что в условиях экономического кризиса областная и федеральная власть решится на выделение дополнительных денег на инфраструктуру ТОРа и создание зоны льготного налогообложения, куда из других муниципальных образований могут устремиться действующие крупные налогоплательщики, разрушив тем самым хрупкую бюджетную сбалансированность.
По сообщениям пресс- службы городской администрации и Центра стратегических разработок «Северо-Запад» 21 декабря 2015 г. концепция создания территории опережающего социально-экономического развития в ЗАТО Саров и на прилегающем к нему земельном участке в посёлке Сатис (ТОСЭР «Саров») была утверждена губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым.
Одобрение концепции областным правительством – это существенный сдвиг в процессе создания ТОРа, поскольку без этого этапа дальнейшее движение невозможно. Сегодня одобрение получено, и уже 23 декабря 2015 г. документ передан на рассмотрение в Министерство экономического развития Российской Федерации.
В открытых источниках Москвы и Нижнего Новгорода нам не удалось найти информацию о поступлении концепции «ТОСЭР Саров» в федеральное министерство и о её дальнейшей судьбе. Солидный состав разработчиков концепции даёт веские основания полагать, что проект будет одобрен на всех уровнях и станет реально работающим экономическим механизмом, а не дыркой от аналогично называемой геометрической фигуры.
Вот основные моменты, которые произошли за первые сто дней работы местной власти в новом политическом формате, и которые нам хотелось бы выделить. Можно ли называть их прорывными для Сарова или это заурядная бюрократическая текучка – судить вам, нашим читателям. Мы же продолжим и в 2016 году пристально наблюдать за работой местной власти и рассказывать вам о самом интересном на страницах «ГС».
Сергей Ермаков