ТСЖ «Айсберг»: особые правила
В декабре 2014 года УК «Уютный город» и ТСЖ «Айсберг» заключили договор на техническое обслуживание и текущий ремонт. Дом по Герцена, 15 – во многих смыслах уникальный. Он интересен с точки зрения архитектурного решения, есть что посмотреть внутри подъездов, многому можно поучиться в смысле содержания общедомового имущества. Но самое уникальное в этом доме – его жители и, конечно, самый главный в нём человек – Ирина Ивановна Михайлова. Вот с ней мы и поговорили об истории ТСЖ «Айсберг», текущих делах и планах на будущее.
Начало пути
– ТСЖ «Айсберг» образовалось в 2003 году, когда дом только строился, рассказывает Ирина Ивановна. – Это было долевое строительство, по правилам, после сдачи дом надо было комуто передавать. Для нас это было очень непривычно – выступать в роли собственников. Мы все жили в муниципальных домах и привыкли, что все вопросы решало государство. Даже вступив в ТСЖ, мы плохо представляли, что нас ждёт. Заказчикзастройщик тогда назначил председателем ТСЖ человека, который, мягко говоря, не оправдал наших надежд. Им были заключены кабальные договоры на обслуживание дома.
В итоге у ТСЖ образовались огромные долги. Весной 2005 года собралась инициативная группа и выбрала своего председателя. Им стал Сергей Михайлович Полюшко. Все вместе начали бороться с долгами – разорвали договор, начали судиться. Через два года Сергей Михайлович подал в отставку – были командировки на основной работе.
Так как я уже была членом правления, работала в строительстве в сметнодоговорном отделе, хорошо знала всех, кто строил и обслуживал дом, согласилась стать председателем. И с 2007 года начали вместе с правлением планомерную работу по исправлению ситуации. Проблем было много. Мы составили план, что нужно сделать в первую очередь.
Новые технологии
против протечек
– Для начала удалось полностью избавить дом от долгов. Затем правление проанализировало, где у нас самые уязвимые точки. Жители жаловались на холодные и мокнущие стены, холодный пол. В квартирах «гулял ветер». Направляли письма заказчику-застройщику, в ответ получали отписки, что проблемы – в недобросовестном правлении ТСЖ, который недодаёт тепло. Но члены правления – сами собственники, которые страдали от этих проблем.
Застройщик предложил провести экспертизу всего дома и выяснить причины такого положения. Идея хорошая, но проблема в том, что в городе на тот момент не было такой организации. И появилась она в Сарове только в 2010 году. В 2011-м мы провели полное обследование дома. Выявили множество недоделок и ошибок, отступлений от проекта.
Оказалось, что у нас теряется много тепла через фасад, выяснилось, что железобетонные торцы перекрытий не утеплены, а в стены уложили утеплителя в почти два раза меньше, чем по проекту. Кроме того, с плоской рулонной кровли вода стекает в наружные водостоки, на которых образовывался лёд. В результате мокли фасады, а мокрые фасады – это протекание внутрь квартиры.
Были постоянные нарекания. А ремонтировать приходилось обслуживающей организации, с которой у нас был заключён договор. Обслуживать рулонную кровлю зимой и даже весной, ходить по ней, когда она вся замёрзла и может потрескаться – только хуже делать. Изучив немало информации, мы решили проблему.
В 2010 году нашли организацию, которая поставляет энергосберегающее оборудование. Установили антиобледенения. Сейчас у нас обогреваются площадка перед 4 водостоками на кровле и водостоки до самого низа. Включаем систему обогрева, когда температура начинает меняться от минус пяти до плюс пяти (днём тает, а ночью замерзает и образуются сосульки). Что нам дала эта система? Перестал образовываться лёд на водостоках, перестали мокнуть фасады, таким образом была решена проблема протечек. В комнатах стало сухо. Но оставалась проблема – холодные полы и стены.
От редакции. Это лишь один эпизод, когда энергия и целеустремлённость Ирины Ивановны и членов правления, поддержка жителей дома помогли устранить серьёзную проблему. Можно было бы описать, как проходила борьба за утепление фасадов, сколько экспертиз и судов пришлось пройти. И всё – напрасно. Кто-то бы опустил руки, но не Ирина Михайлова и жители ТСЖ «Айсберг». Если не получилось навести порядок одним путём, нашёлся другой способ. В 2015 году, когда появился Фонд капитального ремонта, жители Герцена, 15 приняли решение о создании спецсчёта. Накопления оказались очень кстати – их хватило на утепление торцов междуэтажных перекрытий. Проблема холодных полов решена.
Шесть лет
с «Уютным городом»
– Договор с «Уютным городом» мы заключили в конце 2014 года. До этого перепробовали всё, от муниципального предприятия до иногородней организации. Не скажу, что всеми мы были разочарованы. Просто так получалось, что предприятия прекращали своё существование. Какоето время пробовали справляться своими силами, но такая форма тоже не оправдала себя. Поэтому обратили внимание на молодую управляющую компанию. Других перспективных организаций в городе, кто бы так стремился стабильно остаться на рынке, мы не видели. У «Уютного города» было своё помещение, материальная база, коллектив, оборудование, аварийная служба. С первых дней и до сегодняшнего дня нас полностью устраивает сотрудничество. На все заявки быстро реагируют, идут навстречу пожеланиям. В конце каждого месяца мы получаем отчёт о заявках и об их исполнении. По каким-то серьёзным вопросам общаюсь с руководством. Например, в доме не очень хорошо работала вентиляция. Я поискала в интернете, как можно исправить ситуацию. Закупили оборудование, а специалисты «Уютного города» произвели её монтаж. Хочется отметить сотрудников УК «Уютный город», активно помогающим ТСЖ: А. И. Занина, В. И. Ятунина, А. И. Пешехонова, Е.А. Козюкова.
Многократный
победитель
Герцена, 15 – дом, как мы уже говорили, особенный. Достаточно побывать в подвале, где находится «центр управления домом», и где проходят общие собрания ТСЖ. На одной из стен расположилась целая галерея грамот, дипломов, сертификатов и т. д. Это – признание того, что усилия Ирины Ивановны, правления и её соседей не проходят даром. Ирина Михайлова рассказывает:
– С 2009 по 2021 год ТСЖ «Айсберг» принимает участие в проводимых администрацией г. Сарова и Министерством ЖКХ и ТЭК конкурсах не только в нашем городе, но и в столице региона и в Москве. Не было года, когда бы мы не победили в какойлибо номинации. В 2017 г. с подачи администрации города ТСЖ «Айсберг» включено в Национальный реестр «Ведущие организации ЖКХ России». Один из номеров журнала «Председатель ТСЖ» был посвящён ТСЖ «Айсберг». Участие в конкурсе – дело хлопотное. Нужно не просто подать заявку, но и уделить много внимания оформлению документов, наглядных материалов. Для чего столько хлопот? Во-первых, мы гордимся своими достижениями. А во-вторых, о нас узнаёт много людей, приходят перенимать опыт. Охотно делимся всей информацией.
Особые правила
Всё, что мы рассказали о ТСЖ «Айсберг» ранее – интересно, но это не самое удивительное. Под конец мы оставили действительно необычное для нашего времени явление. А именно – необычайное единение и умение следовать сложившимся за долгие годы правилам дома. Безусловно, определяющую роль в этом сыграла председатель товарищества Ирина Михайлова.
– Вы успели заметить, что в наших подъездах очень чисто. У мусорокамер нет пакетов с мусором. А у загрузочных клапанов мусоропровода есть совок и щётка. Это детали, но из них складывается наша жизнь. Каждая вновь въезжающая в дом семья знакомится с правилами проживания. Мы не требуем ничего невозможного – все требования основаны на имеющихся законах и правилах, невыполнение которых влечёт за собой штрафные санкции. Выявлять нарушителей помогают видеокамеры, которые мы при необходимости перемещаем. Я лично работаю с каждым, чьё поведение вызывает вопросы. Но это – редкие случаи. У нас очень дружные соседи. В основном, живём мы все вместе с момента постройки дома. Когда мы заселились, двор был не благоустроен. Выходили на субботники, устанавливали ограждения и лавочки, завозили грунт, женщины высаживали цветы. С первых дней я старалась внушить людям, что это – наш общий дом. Мы праздновали 5-летие, 10-летие дома. Поздравляли тех, кто служит в МЧС, мужчин с 23 февраля, женщин – с 8 марта.
Когда люди видят такое отношение, то и сами становятся активными и заинтересованными. Думаю, с нашего дома пошла мода в Сарове устанавливать фигуры сказочных персонажей на газонах. Мы растём, сейчас у нас уже «второе поколение» фигурок, исполненное более профессионально. Особенно нравится любоваться нашими Бабой Ягой и её домиком, Колобком и Лисичкой детям. А сейчас готовим новых персонажей – Зайку и Сову.
От редакции. Ирина Ивановна о своём любимом доме и дорогих соседях рассказывает много и с вдохновением. На Герцена, 15 председатель ТСЖ – непререкаемый авторитет. Ей доверяют и чётко выполняют указания. И это не удивительно, ведь найти такого компетентного, обязательного и всею душой переживающего за свой дом человека – огромная удача.
– В своей работе я нахожу активную поддержку жителей дома, – рассказывает Ирина Михайлова. – Особенно хочу отметить Н.С. Вдовкину, М.Г. Лакееву, Н.В. Лякишеву, А. А. Шапошникова, В.А. Паромонова, А.В. Киселёва, А.М. Лякишева, А.Н. Фомину.
Мы благодарим Ирину Михайлову за рассказ и экскурсию по дому. Фотографии дома Герцена, 15 можно посмотреть в официальной группе «ВКонтакте» УК «Уютный город».
Беседовала
Яна Подузова