Фонд социального застоя

Опубликовано 14.02.2013, автор .
Комментариев / просмотров: / 7455

 

Наряду с Фондом развития конверсионных производств, о деятельности которого неоднократно писал «Голос Сарова», в системе инвестиционной зоны Сарова существовали и другие фонды. Некоторые из них ликвидированы, как, например, «Благотворительный фонд «Противодействие коррупции». Некоторые продолжают функционировать. Таким еще живущим фондом является Фонд социального развития, или как его все привычно называют – ФСР.

ФСР был создан по решению саровской думы в 1997 году. В качестве его целей была заявлена организация финансирования социально значимых проектов в различных сферах: культуры, образования, спорта, социальной защиты населения, обеспечения населения города жильем, развития социально-бытовой инфраструктуры.

Основным источником пополнения ФСР были отчисления предприятий, зарегистрированных в саровской инвестиционной зоне. Например, в 1998 году поступления в Фонд социального развития составили немногим более 70 миллионов рублей, что для событий 14-ти летней давности является суммой солидной. К сравнению, бюджет Сарова в 1998 году составлял порядка 650 млн. рублей.

По данным отчета об использовании денежных средств и имущества за 1998 год на реализацию программ фонда было потрачено более 76 миллионов рублей. Львиная доля расходов направлена на программу строительства и приобретения жилья – 99,3% или более 75 миллионов. Реализацией жилищной программы ФСР занималось специально созданное ЗАО «Агентство недвижимости ФСР», доля фонда в уставном капитале которого составила почти 99%. «Агентство недвижимости ФСР» (АН ФСР) известно горожанам как успешный игрок на рынке недвижимости. С учетом заоблачных цен, сложившихся сегодня на рынке, деятельность АН ФСР должна приносить существенную прибыль, получая которую ФСР мог бы продолжать успешно реализовывать социальные проекты. Но других проектов у Фонда социального развития больше нет. Как нет и дивидендов от «Агентства недвижимости ФСР», чей уставный капитал по данным реестра юридических лиц составляет 143 миллиона рублей, а стоимость чистых активов – 204,5 миллиона рублей.

Сегодня главное и, пожалуй, единственное направление деятельности ФСР – финансовая поддержка работы депутатов городской думы на округах. На это депутатам, которые по должности являются членами Высшего совета ФСР, выделяется по 30 тысяч рублей в квартал или 120 тысяч рублей в год. Даже в пересчете на всех депутатов это не ахти какие деньги – 4 080 тыс. руб. Невозможно решать материальные проблемы избирателей и локальные проблемы благоустройства округа на 10 тысяч в месяц.

Основным источником пополнения кубышки ФСР являются дивиденды ЗАО «Агентство недвижимости ФСР», та часть прибыли агентства, которую фонд получает как его акционер. Но на фоне таких безумных цен на жилье мизерность прибыли выглядит, мягко говоря, странно. Возьмем три 5-ти этажных дома, построенных АН ФСР в 22-м микрорайоне. В каждом из них порядка 45 квартир (3 подъезда по 15 квартир). Всего получается где-то 225 квартир. Малогабаритных квартир там нет, поэтому возьмем среднюю площадь квартиры равную 50 кв.м. Получается, что площадь продаваемого жилья составляет примерно 11250 кв.м. Учтем, что квартиры без отделки, и возьмем минимальную на сегодня стоимость жилья, равную 60 тыс. рублей за 1 кв. м. Получается, что выручка от продажи этого жилья по самым скромным подсчетам составила 675 млн. руб.

Себестоимость квадратного метра жилья составляет порядка 30 тыс. рублей. Об этом, например, писала газета «Вести города» в номере от 08.08.2012 № 32. Значит, общая себестоимость составляет 337,5 млн. рублей.

Получается, что экономический эффект от строительства трех 5-ти этажных домов составляет 337,5 млн. рублей. При всех обоснованных затратах на содержание персонала, административные и канцелярские расходы можно смело предположить, что чистая прибыль АН ФСР от данного проекта составила не менее 250 млн. рублей. Возникает закономерный вопрос: а где деньги?

Согласитесь, если бы по линии ФСР на решение проблем округа каждый депутат мог воспользоваться ресурсом хотя бы в 1 миллион рублей, эффект был бы гораздо ощутимее, чем от 120 тысяч. Но вопрос о таком уровне прибыли перед руководством «Агентства недвижимости ФСР» похоже никто не ставит. Хотя должен. И должно это сделать руководство основного акционера агентства – Фонда социального развития.

С момента основания ФСР кресло его исполнительного директора занимает Андрей Евгеньевич Голомысов, являвшийся в то время депутатом городской думы (кстати, он же был директором фонда «Противодействие коррупции», о ликвидации которого мы упомянули в начале статьи). Понятно, что кресло руководителя конторы, в которую предприятия инвестиционной зоны обязаны были отчислять сначала по 5, а потом по 11% от сумм полученных налоговых льгот, и которая накопленные деньги распределяет – занятие приятное. И, несмотря на недовольство большого количества депутатов результатами работы ФСР, господин Голомысов это кресло покидать не собирается, но и делать тоже ничего не хочет.

Поводы для недовольства у депутатов есть. В отсутствие прибыли от главной инвестиции – «Агентства недвижимости ФСР» – дополнительные деньги можно привлечь от продажи накопленного имущества. Однако Андрей Евгеньевич крепко за него держится, и никто, кроме него, не знает точно, какое имущество и сколько имеется у фонда. Точно известно, что у ФСР есть земельный участок в ТИЗе под индивидуальное жилищное строительство. К председателю Высшего совета ФСР, главе города Алексею Голубеву с просьбой продать этот земельный участок обратился житель города. Высший совет просьбу рассмотрел и на заседании 13 декабря 2012 г. дал исполнительному директору поручение участок в течение месяца продать не ниже установленной депутатами цены, вырученные деньги направить на выполнение заявок депутатов.

Два месяца прошло, а воз и ныне там. Как рассказал потенциальный покупатель участка, г-н Голомысов долгое время не шел на контакт и всячески увиливал от выполнения поручения Высшего совета фонда, ссылаясь на жуткую занятость. Ранее такое наглое игнорирование решений депутатов сходило директору фонда с рук, но, похоже, депутатскому терпению пришел конец. На очередном заседании Высшего совета группа депутатов поставила вопрос о смене исполнительного директора ФСР, который в очередной раз проигнорировал их поручение, даже не явившись на заседание и вместо затребованного у него отчета о деятельности фонда прислав неподписанную бумажку.

Но г-н Голомысов нашел вполне ожидаемого защитника в лице главы города Голубева, который, применив проверенную бюрократическую отмазку, сказал, что негоже увольнять нерадивого директора в его отсутствие. Надо же послушать, что он в свою защиту придумает за это время. А за это время г-н Голомысов, по-видимому, крепко закусившись на неугомонного покупателя, начинает через риэлторов задирать цену на земельный участок, пугая его наплывом желающих.

Позиция Алексея Голубева понятна: при его попустительстве полностью бесконтрольный директор ФСР превратил Фонд социального развития в «фонд социального застоя», и, спросив сначала c Голомысова, депутаты будут спрашивать с него. Похоже, в этот раз депутаты вопрос с «эффективными менеджерами» ФСР на тормозах спускать не собираются и доведут его до логичного конца – до смены исполнительного директора.

 

Сергей Ермаков

 

 


Присоединяйтесь!